Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности», авторы А.Д.
Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С.Мищенко
(для детей 5-7 лет)
Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности», авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксёнова, И.Л.
Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С.Мищенко (для детей 5-7 лет) (далее-Программа) является
частью Образовательной программы дошкольного образования Детского сада №1,
формируемой участниками образовательных отношений.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда,
закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в
помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные
представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить
мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о
денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная
плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость
продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим
трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической
деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной
ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к
самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой
деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных
явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании
ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.
Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно - не выгодно»,
«выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации:
готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая
не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с
миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом
экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и
познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное
экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского
бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий
сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта
нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка
оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость
установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и
нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность
объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого,
воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду,
игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят,
ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых - объяснить детям, почему следует уважать
труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда,
экономики и нравственности.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую
культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим
ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный
институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она
решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того,
какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение
убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние
и маленького члена семьи.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения
дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры,
СМИ и т.д. - представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного
мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники,
воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму
семейного отношения к ним.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают,
получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и
уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и
экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта
взаимосвязь.
Программа предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям
понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл
понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому - ни детям, ни взрослым.
Цель Программы: помочь детям пяти-семи лет войти в социально-экономическую
жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного
возраста.
Основные задачи Программы:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда
людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в
зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность,
экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность,
отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи,
поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать
собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу
реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы - учет возрастных и индивидуальных психических
особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к
явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и
экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника
(связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО).
Содержание
Программы
способствует
познавательному и речевому развитию детей.
социально-коммуникативному
и
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей
воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и
другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития
личности.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и
содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и
ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и
привычки в быту».
Планируемые результаты освоения Программы:
- Ребёнок адекватно употребляет в играх, занятиях, общении со сверстниками и
взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой
Программой).
- Знает и называет разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,
супермаркет, интернет-магазин.
- Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья.
- Знает несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,
предприниматель, фермер, программист, модельер и др.).
- Знает и называет разные виды реклам, её назначение, способы воздействия.
- Любит трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других.
- Бережно, рационально, экономно использует расходный материал для игр и занятий
(бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
- Проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители,
как ведут хозяйство и т.д.)
- Проявляет сочувствие к другим в сложных ситуациях.
- Переживает случаи порчи, ломки вещей, игрушек.
Реализация Программы предполагает:
- в старшей группе (5-6 лет): Режим занятий 2 раза в месяц во второй половине дня,
продолжительность каждого занятия 25 минут, количество занятий в год – 18.
- в подготовительной группе (6-7 лет): Режим занятий 2 раза в месяц во второй половине
дня, продолжительность каждого занятия 30 минут, количество занятий в год – 18.
Смотреть Программу
Диагностический инструментарий
Сборник занимательных задач
Сборник методических разработок
Сборник методических материалов
Сборник демонстрационных материалов
Рабочая тетрадь