Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей
осуществляется в разных направлениях:
работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не
только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными
трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о
необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного
поведения в быту.
Коллектив ДОУ обеспечивают
безопасность с учетом современных требований и строит свою работу на
основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
o охрана жизни и здоровья детей;
o противопожарная и техногенная
безопасность;
o предупреждение дорожно-транспортного
травматизма;
o обеспечение безопасности и усиление
бдительности при угрозе террористических актов;
o обеспечение выполнения
санитарно- гигиенических требований.
В
эту работу включены все участники образовательного процесса: дети,
сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя
формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных
ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных
ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении
нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению,
инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении
контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую
направленность включает в себя:
o проведение родительских собраний;
o оформление информационных уголков
(папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);
Основными задачами в области
обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
o изучение и реализация основных
направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение
нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по
формированию безопасного образовательного пространства;
o наращивание опыта межведомственного,
комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного
образовательного пространства;
o аттестация образовательного
учреждения по созданию медико- социальных, организационно - технических
условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников
воспитательно - образовательного процесса;
o обеспечение выполнения сотрудниками
и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно - правовых
актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
o выполнение правил пожарной
безопасности и соблюдение противопожарного режима;
o формирование у воспитанников и
сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
o оснащение образовательного
учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и
пожаротушения;
o обеспечение безопасной эксплуатации
здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая
заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и
прогнозировании:
o нормативно-правовое обеспечение
o научно-методическое сопровождение
o разработка методических рекомендаций
Следующим этапом
является организация номенклатуры деятельности - сформирован перечень
нормативно - правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Организация
охраны труда в МБДОУ № 19 г. Азова регламентируется основными
нормативными документами:
o Устав
o Коллективный договор
o Правила внутреннего трудового
распорядка.
o Положение об организации работы по
охране труда и безопасности жизнедеятельности.
o План работы по охране труда и
безопасности жизнедеятельности (составляется на учебный год)
На основе
требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана
организационно- распорядительная документация, которая представляет собой
правовые акты ДОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для
каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и
здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.
АКТУАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
обеспечение
правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных
ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта
является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала
ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время
воспитательно - образовательного процесса.
o В ДОУ назначаются
ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников
воспитательно - образовательного процесса: разработан план действий в условиях
возникновения чрезвычайных ситуаций
o разработана инструкция о порядке
взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
o разработано методическое пособие для
руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ "Безопасность в
дошкольных учреждениях.
Систематически проводится обследование
дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности,
обнаружения посторонних предметов.
Разработаны документы:
Локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и
здоровья детей:
o Приказ «О создании комиссии по
охране жизни и здоровья детей»;
o Инструкция для воспитателей по
охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы
детского сада;
o Инструкция по охране жизни и
здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
o Инструкция по охране жизни и
здоровья детей раннего возраста.
ПОЖАРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Требования пожарной безопасности - специальные
условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения
пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными
документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03).
В нашем ДОУ разработано:
o Положение об организации работы по
обеспечению пожарной безопасности
o Противопожарный режим
o План противопожарных мероприятий
Со стороны методической службы ДОУ проводится
работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста
правилам безопасности:
o семинары;
o вопросы рассматриваются на педагогических
советах;
o создана соответствующая развивающая
среда;
o разработано перспективное
планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;
o проводятся тренировочные эвакуации
воспитанников и персонала ДОУ;
o разработано перспективное
планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
o ежегодно проводятся месячники
пожарной безопасности.
Итак, понятие
"безопасность" включает не только организацию защиты всех участников
образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары,
природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы,
экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм,
недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и
информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние
факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном
учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы
комплексной безопасности.
С учетом всего
перечисленного можно выделить два основных направления работы:
- обеспечение индивидуальной безопасности личности,
которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом
плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных
ситуациях.
- организация
коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не
являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально
комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не
только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и
оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности
и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и
учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и
педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
Организация работы по созданию безопасного
образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:
o Систематизированы и разработаны
локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.
o Накоплен опыт комплексного и
многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного
пространства.
o Наблюдается рост профессиональной
компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.
o Разработаны и внедрены в практику:
система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для
детей, педагогов, родителей.
Законодательная база по охране жизни и
здоровья детей:
·
Конвенция по
правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
·
Конституция
РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
·
Федеральный
закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
·
Гражданский
кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение
вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
·
Семейный
кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и
образованию детей»;
·
Федеральный
закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.28
273-ФЗ «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
·
«Инструкция
по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских
площадках» , утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. №
42;
·
Приказ
Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий
жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
·
Приказ
Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000
№ 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев
с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
·
Приказ
Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации
детей в 2002 г.»;
·
Инструктивно-методическое
письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения»;
·
Устав и
родительский договор.
·
Внутренние
локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
·
Приказ «О
создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
·
Приказ «Об
организации экскурсий»;
·
Приказ
«График дежурства администрации»;
·
Инструкция
для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий,
прогулок за пределы детского сада;
·
Инструкция
по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
·
Инструкция
по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.
Локальные акты по пожарной
безопасности:
o Схема оповещения в случае
чрезвычайной ситуации;
o План эвакуации в случае
возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
o Инструкция по пожарной безопасности
в дошкольном образовательном учреждении;
o Обязанности дежурного
администратора в случае возникновения пожара;
o Приказ «Об обеспечении пожарной
безопасности».
Локальные
акты:
Инструкция воспитателям по предупреждению
детского дорожного травматизма.
Материал для
работы с детьми:
·
Авдеева
Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. "Ребенок на улице города: Учебное
пособие по ОБЖ". М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования РФ).
·
"Основы
безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы,
беседы. Игры" – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010.-240ст.