Консультация
«Культура питания в ДОУ»
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ,
необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Культура питания — это не только чистый стол и посуда, не только
умение держать вилку или ложку. Это, прежде всего, рациональность питания
и правильный режим, это залог хорошего здоровья и высокой
работоспособности взрослых, нормального развития детей и подростков.
Культура приема пищи – это и сервировка стола, и культура поведения
за ним, и умение пользоваться столовой посудой и приборами. Эти навыки
необходимы не только в праздничные дни или во время посещения мест
общественного питания, но и в будни. Они являются одной из характеристик
культурного уровня человека.
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной
жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то
именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно,
вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание –
одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального
роста и развития.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится
не только правильно сидеть и вести себя за столом, но и уверенно
пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Базовые этикетные принципы культуры питания, такие как
аккуратность приёма пищи, чистота рук и столовых приборов, корректное
поведение за столом и т. п. остаются неизменными всегда и должны
прививаться ребенку с дошкольного возраста.
При этом культура питания рассматривается не просто как
определенный набор правил и рекомендаций, который каждый человек
должен знать и соблюдать с детства. Это часть общей культуры поведения
человека, включая её эстетические и социально-нравственные
составляющие. В ней проступает сущность личности, особенности её
характера, её потребности, взгляды, вкусы, привычки. Нравственные нормы
лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое
условие.
Обучение детей правилам этикета должно проходить в два этапа: на
первом, в детском саду, формируются первичные представления о
поведенческих правилах. Педагог называет правило и наблюдает за его
соблюдением со стороны воспитанника. Объяснения правил носят
эпизодический характер.
1) знать этикетное правило;
3) уметь его применять;
Очень важно, что в старшем дошкольном возрасте этикетные основы
культуры питания могут быть сформированы на основе абсолютной
осознанности содержания и значимости этикетных норм.
На втором этапе, в начальной школе, даются этикетные понятия, связи
правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Теперь от
школьника требуется осознанное выполнение правил этикета, понимание их
целесообразности и разумности. На этом этапе формирование основ
поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу, в котором
ребенок должен:
1) знать этикетное правило;
2) понимать его разумность и необходимость;
3) уметь его применять;
4) эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения.
Важнейшими условиями, позволяющими формировать этикетные
основы культуры питания дошкольников являются:
*разнообразие и оптимальное сочетание современных средств и
методов работы с детьми;
*сотрудничество воспитателей и родителей;
*высокий уровень сформированности этикетных основ культуры
питания у самих педагогов.
Приоритетными методами работы с детьми являются приучение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение.
Детям дается определенный образец поведения, например: за столом
держать прямую осанку, во время еды разговаривать только на темы приема
пищи и т. п.
Приучая к соблюдению правила, следует не только его показать, но и
контролировать точность и неукоснительность его выполнения.
В упражнении многократно повторяется то или иное действие,
например: правильно взять нож и вилку в руки, разрезать порцию мяса или
колбасы; вежливо обратиться к соседу с просьбой подать хлеб, масло и т. п.
Следует добиваться осознания ребёнком необходимости выполнения того или
иного правила.
Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда создаются условия,
в которых ребёнок стоит перед выбором, например: использовать за столом
вилку и нож или одну вилку, брать ли то или иное блюдо с помощью приборов
или руками, поднять ли салфетку, если она упала на пол и т. п.
Такие ситуации наиболее эффективно отрабатываются в ходе специальных
занятий по застольному этикету.
Поощрение осуществляется различными способами, побуждает
дошкольников к выбору правильного поведенческого шага. Корректно
сформулированное поощрение вызывает у ребёнка чувство гордости,
стремление к ещё более активному усвоению этикетных норм культуры
питания.
Напротив, наказание, должно применяться крайне редко, в
исключительных ситуациях. Оно должно быть направлено на возникновение
у провинившегося желания поступать хорошо, исправить свой недостаток.
Желательно избегать негативной оценки действий детей. Необходимо ввести
в оценочную систему такие слова, как «отлично», «хорошо», «молодец»,
«подумай ещё», «это не совсем так», «давайте подумаем вместе» и т. п.
Одно из наиболее эффективных средств формирования этикетных
основ культуры питания младших дошкольников - игра. Она даёт ребёнку
в яркой, доступной ему и интересной форме представления о том,
как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над
своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем
значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным
требованием застольного этикета. Для формирования этикетных основ
культуры питания дошкольников можно использовать самые разнообразные
виды игр, но приоритет - сюжетно-ролевая игра, дающая детям возможность
практически применить поведенческие правила.
Прекрасно активизирует формирование этикетных основ культуры
питания чтение и последующее обсуждение тематической художественной
литературы.
Правила сервировки стола
В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер —
вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы.
Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи —с
подготовительной группы.
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом
совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только
увидите, но и услышите разницу. Малыши (в силу своего возраста и
неусидчивости) - крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но
это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят,
никто не болтает, не смеется. После еды вытираются
салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному
убрать за собой посуду.
Возраст
Дети раннего
возраста
(от 2-х до 3 лет)
Задачи
Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой,
насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть,
держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Сформировать умения выполнять элементарные правила
культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив
прием пищи, говорить “спасибо”
Дети младшей
группы (от 3-х до
4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо,
правильно пользоваться мылом, расческой, насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,
правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой,
пережевывать пищу с закрытым ртом
Дети средней
группы
(от 4- х до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу
понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой,
вилкой), салфеткой.
Дети старшей
группы
(от 5 до 6 лет)
Закрепить умения правильно пользоваться столовыми
приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную
осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя
из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых
Дети
Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть
подготовительной прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и
к школе группы пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой,
(от 6 до 7 лет)
салфеткой. Относить за собой часть посуды.
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из
них является дежурство. Дежурным по столам выдают форму, состоящую
колпачков (косынок) и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке
дежурного».
Дежурить дети начинают в младшей группе, в конце учебного года.
Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам
кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит
хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором
полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые
предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки,
убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут
самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В
обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и,
например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует
развитию мелкой моторики руки.