Консультация Культура питания в ДОУ

Консультация

«Культура питания в ДОУ»
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ,
необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Культура питания — это не только чистый стол и посуда, не только
умение держать вилку или ложку. Это, прежде всего, рациональность питания
и правильный режим, это залог хорошего здоровья и высокой
работоспособности взрослых, нормального развития детей и подростков.
Культура приема пищи – это и сервировка стола, и культура поведения
за ним, и умение пользоваться столовой посудой и приборами. Эти навыки
необходимы не только в праздничные дни или во время посещения мест
общественного питания, но и в будни. Они являются одной из характеристик
культурного уровня человека.
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной
жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то
именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно,
вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание –
одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального
роста и развития.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится
не только правильно сидеть и вести себя за столом, но и уверенно
пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Базовые этикетные принципы культуры питания, такие как
аккуратность приёма пищи, чистота рук и столовых приборов, корректное
поведение за столом и т. п. остаются неизменными всегда и должны
прививаться ребенку с дошкольного возраста.

При этом культура питания рассматривается не просто как
определенный набор правил и рекомендаций, который каждый человек
должен знать и соблюдать с детства. Это часть общей культуры поведения
человека, включая её эстетические и социально-нравственные
составляющие. В ней проступает сущность личности, особенности её
характера, её потребности, взгляды, вкусы, привычки. Нравственные нормы
лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое
условие.
Обучение детей правилам этикета должно проходить в два этапа: на
первом, в детском саду, формируются первичные представления о
поведенческих правилах. Педагог называет правило и наблюдает за его
соблюдением со стороны воспитанника. Объяснения правил носят
эпизодический характер.
1) знать этикетное правило;
3) уметь его применять;
Очень важно, что в старшем дошкольном возрасте этикетные основы
культуры питания могут быть сформированы на основе абсолютной
осознанности содержания и значимости этикетных норм.
На втором этапе, в начальной школе, даются этикетные понятия, связи
правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Теперь от
школьника требуется осознанное выполнение правил этикета, понимание их
целесообразности и разумности. На этом этапе формирование основ
поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу, в котором
ребенок должен:
1) знать этикетное правило;
2) понимать его разумность и необходимость;
3) уметь его применять;
4) эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения.
Важнейшими условиями, позволяющими формировать этикетные
основы культуры питания дошкольников являются:
*разнообразие и оптимальное сочетание современных средств и
методов работы с детьми;
*сотрудничество воспитателей и родителей;
*высокий уровень сформированности этикетных основ культуры
питания у самих педагогов.
Приоритетными методами работы с детьми являются приучение,
упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение.
Детям дается определенный образец поведения, например: за столом
держать прямую осанку, во время еды разговаривать только на темы приема
пищи и т. п.
Приучая к соблюдению правила, следует не только его показать, но и
контролировать точность и неукоснительность его выполнения.
В упражнении многократно повторяется то или иное действие,
например: правильно взять нож и вилку в руки, разрезать порцию мяса или
колбасы; вежливо обратиться к соседу с просьбой подать хлеб, масло и т. п.
Следует добиваться осознания ребёнком необходимости выполнения того или
иного правила.

Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда создаются условия,
в которых ребёнок стоит перед выбором, например: использовать за столом
вилку и нож или одну вилку, брать ли то или иное блюдо с помощью приборов
или руками, поднять ли салфетку, если она упала на пол и т. п.
Такие ситуации наиболее эффективно отрабатываются в ходе специальных
занятий по застольному этикету.
Поощрение осуществляется различными способами, побуждает
дошкольников к выбору правильного поведенческого шага. Корректно
сформулированное поощрение вызывает у ребёнка чувство гордости,
стремление к ещё более активному усвоению этикетных норм культуры
питания.
Напротив, наказание, должно применяться крайне редко, в
исключительных ситуациях. Оно должно быть направлено на возникновение
у провинившегося желания поступать хорошо, исправить свой недостаток.
Желательно избегать негативной оценки действий детей. Необходимо ввести
в оценочную систему такие слова, как «отлично», «хорошо», «молодец»,
«подумай ещё», «это не совсем так», «давайте подумаем вместе» и т. п.
Одно из наиболее эффективных средств формирования этикетных
основ культуры питания младших дошкольников - игра. Она даёт ребёнку
в яркой, доступной ему и интересной форме представления о том,
как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над
своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем
значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным
требованием застольного этикета. Для формирования этикетных основ
культуры питания дошкольников можно использовать самые разнообразные
виды игр, но приоритет - сюжетно-ролевая игра, дающая детям возможность
практически применить поведенческие правила.
Прекрасно активизирует формирование этикетных основ культуры
питания чтение и последующее обсуждение тематической художественной
литературы.
Правила сервировки стола
В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер —
вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы.
Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи —с
подготовительной группы.
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом
совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только
увидите, но и услышите разницу. Малыши (в силу своего возраста и
неусидчивости) - крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но
это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят,
никто не болтает, не смеется. После еды вытираются
салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному
убрать за собой посуду.

Возраст
Дети раннего
возраста
(от 2-х до 3 лет)

Задачи
Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой,
насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть,
держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Сформировать умения выполнять элементарные правила
культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив
прием пищи, говорить “спасибо”

Дети младшей
группы (от 3-х до
4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо,
правильно пользоваться мылом, расческой, насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,
правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой,
пережевывать пищу с закрытым ртом

Дети средней
группы
(от 4- х до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу
понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой,
вилкой), салфеткой.

Дети старшей
группы
(от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми
приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную
осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя
из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых
Дети
Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть
подготовительной прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и
к школе группы пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой,
(от 6 до 7 лет)
салфеткой. Относить за собой часть посуды.
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из
них является дежурство. Дежурным по столам выдают форму, состоящую
колпачков (косынок) и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке
дежурного».
Дежурить дети начинают в младшей группе, в конце учебного года.
Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам
кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит
хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором
полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые
предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки,
убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут
самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В
обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и,
например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует
развитию мелкой моторики руки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».