Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 г. Азова (МБДОУ № 19 г. Азова)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ № 19 г. Азова
Протокол № 1 от 27.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 29.08.2025 № __
Заведующий МБДОУ № 19 г. Азова
Т. Н. Левченко
Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детском саду № 19 г. Азова
Азов
2025
ПРИНЯТО
Решением Общего собрания работников
МБДОУ № 19 г. Азова
Протокол № 1 от 28.08. 2025
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ № 19 г. Азова
_________ Т. Н. Левченко
Приказ от 29.08.2025 №
Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 19 г. Азова
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (далее – Положение) в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №
19 г. Азова (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:
1.1.1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской
Федерации»;
1.1.2. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
1.1.3. Приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного стандарта дошкольного образования»
1.1.4. Семейным кодексом Российской Федерации
1.1.5. Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 19 г. Азова, иными нормативно-правовыми актами по вопросам
взаимодействия с семьями воспитанников; соответствующие права, обязанности и
ответственность участников образовательной деятельности, должностных лиц ДОУ.
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей,
вовлечение их в единое пространство детского развития в ДОУ.
1.3. В основе взаимодействия детского сада с семьями воспитанников лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги ДОУ.
1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей (законных представителей), направления, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию
ценностных ориентиров у воспитанников ДОУ.
1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности взаимодействия педагогов с
семьями воспитанников: уровень компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с
семьями воспитанников; уровень сформированности условий включения семей в
образовательное пространство детского сада; уровень удовлетворенности родителей
(законных представителей) качеством образовательных услуг в ДОУ; степень
эффективности взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
2
1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем ДОУ, старшим
воспитателем.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Основные направления, цеди и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
2.1.1. Работа с педагогами ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными
представителями) детей;
2.1.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
2.1.3. Изучение опыта семей с целью выяснения их возможности в области формирования
ценностных ориентиров;
2.1.4. Вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия
2.2.1. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укрепления их здоровья;
2.2.2. Сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ;
2.2.3. Формирование единых ориентиров в воспитании детей.
2.3. Основные задачи
2.3.1. Организация сотрудничества ДОУ с семьей;
2.3.2. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника ДОУ;
2.3.3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционально
взаимной поддержки;
2.3.4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии из
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
2.3.5. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их
в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьями воспитанников на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
2.3.6. Осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей)
по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации).
2.3.7. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях.
2.3.8. Выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста посредством приобщения воспитанников
ДОУ к традиционной культуре.
3
2.3.9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах разв ития,
воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.3.10.
Выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области базиса личностной культуры детей.
2.3.11.
Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга.
2.3.12.
Повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка.
2.3.13.
Повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным
основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития детей.
2.3.14.
Создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы ДОУ:
3.2.1. Принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья».
3.2.2. Принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия.
3.2.3. Принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс воспитания,
обучения и развития ребенка.
3.2.4. Принцип непрерывности преемственности между ДОУ и семьёй воспитанника на
всех ступенях обучения.
3.2.5. Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в ДОУ
эмоционально-благоприятной атмосферы.
3.2.6. Принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытости.
3.2.7. Принцип доброжелательности всех участников содружества.
3.2.8. Принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
3.2.9. Принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей
к традиционной культуре.
3.2.10.
Принцип организации развивающего взаимодействия со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах).
4
3.2.11.
Принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения
педагогического работника.
3.2.12.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
4. Организация работы
4.1. Разработка Плана взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который
принимается на Педагогическом совете, утверждается заведующим ДОУ. Его содержание
определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиям работы.
4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников предполагает следующие этапы
работы:
4.2.1. Изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию, образованию и
развитию детей.
4.2.2. Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы.
4.2.3. Составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей.
4.2.4. Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи.
4.3.1. Целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей (законных представителе)
воспитанников.
4.3.2. Планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширения круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка).
4.3.3. Конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
4.4.1. Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями).
4.4.2. Взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ.
4.4.3. Одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения.
4.4.4. Обеспечение при взаимодействии с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и
общественных, общечеловеческих ценностей.
4.4.5. Учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры.
5
4.4.6. Ценностно-ориентированный характер взаимоотношений сотрудников ДОУ с
родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во
взаимоотношениях между педагогами и родителями.
4.4.7. Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ДОУ.
4.5. Основные направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников
4.5.1. Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого воспитанника. Ее запросах в отношении охраны здоровья, воспитании
и развитии ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей
(законных представителей) воспитанников; а также, планирование взаимодействия с
учетом результатов проведенных анализов.
4.5.2. Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) воспитанников по вопросам особенностей психофизического и
психического развития детей раннего, дошкольного возраста; выбора эффективных
методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с
актуальной информацией о государственной политики в области дошкольного
образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОУ
образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе; содержании и
методах образовательной работы с детьми.
4.5.3. Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия их с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; способам
организации и участия в детских деятельностях; образовательном процессе и др.
5. Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
5.1. Диагностико-аналитическое направление реализуется через: опросы, социологические
срезы, педагогические беседы с родителями (законными представителями), дни открытых
дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности.
5.2. Просветительское и консультационное направление реализуется через: групповые
родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, консультации, мастерклассы, родительские клубы, информационные проспекты (буклеты), стенды, ширмы,
папки-передвижки, сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет, фотографии, выставки
детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей, досуговую
форму (совместные праздники и вечера развлечений, фестивали, спортивные и
тематические мероприятия).
5.3. Формы взаимодействия с семьями воспитанников по повышению педагогической
культуры: круглый стол, тематическая выставка, консультации специалистов, наглядная
пропаганда.
6
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с родителями
6.1. Информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного
образования общих для всего образовательного пространства Российской федерации в
контексте ФГОС ДО, на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы дошкольного образования. Знакомить родителей (законных
представителей) воспитанников с реализуемыми образовательной программой
дошкольного образования, программами дополнительного образования, лицензией,
Уставом, Правилами внутреннего распорядка и другими локальными актами,
регламентирующими образовательный процесс и взаимодействие с семьями
воспитанников.
6.2. Обеспечить открытость дошкольного образования, посредством официального сайта ДОУ,
информационных стендов.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьями воспитанников.
6.4. Информировать родителей (законных представителей) о проводимых в ДОУ
мониторингов, исследований в рамках реализации основной образовательной программы
дошкольного образования ДОУ
6.5. Предоставлять родителям (законным представителям) воспитанников условия для защиты
своих интересов. Обеспечить функционирование Комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
6.6. Выявлять неблагополучные семьи в ДОУ и оказывать им социальную поддержку в
установленном законом порядке.
7. Критерии оценки эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
7.1. Оценка эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется на
основе результатов контроля за эффективностью реализации основной образовательной
программой дошкольного образования ДОУ.
7.2. Критериями эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников являются:
7.2.1. Уровень компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями
воспитанников.
7.2.2. Уровень сформированности условий для включения семей в образовательное
пространство детского сада.
7.2.3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.
7.2.4. Степень эффективности взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
8. Документация
8.1. Каждый педагогический работник ДОУ (воспитатель, специалист, педагог
дополнительного образования) имеет документацию, отражающую основное содержание,
организацию, методы и формы взаимодействия с семьями воспитанников
7
8.2. Перечень документации включает в себя:
План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
ДОУ на учебный год
Протоколы групповых родительских собраний
Конспекты проводимых мероприятий
Отчеты педагогов о проведенных наблюдениях, диагностических исследованиях,
анкетировании с выводами, мониторинге.
8.3. Итоговое заседание Педагогического совета ДОУ предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями воспитанников и перспективах
дальнейшей деятельности.
8.4. Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, который принимается на Педагогическом совете, с учетом
мнения Совета родителей и утверждается приказом заведующего ДОУ.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, принимаются в порядке,
предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
8