Положение о группе компенсирующей направленности

1. выявление тяжелых речевых нарушений в развитии устной речи (первичного характера)
у детей дошкольного возраста ДОУ;
2. коррекция тяжелых речевых нарушений в развитии устной речи (первичного характера)
у детей дошкольного возраста ДОУ;
3. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми
адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
4. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных
представителей) детей с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного
возраста и оптимизации логопедического процесса.
1.8. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Основные направления деятельности Группы
2.1. Диагностическое:
– раннее распознавание и выявление тяжелых речевых нарушений в развитии устной речи у
детей дошкольного возраста, правильная квалификация речевых нарушений;

– раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций: задержек и вторичных
недостатков, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных
трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности детей дошкольного возраста;
– динамическое наблюдение и педагогический контроль состояния речи детей, анализ
динамики речевого развития детей, их успешности в освоении адаптированной
образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Коррекционное:
– своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей
дошкольного возраста недостатков в речевом развитии
с учетом их ведущего вида
деятельности и обеспечение достижения воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения
устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме или
приближенного к возрастной норме;
– обеспечение индивидуально ориентированной логопедической помощи воспитанникам с
тяжелыми нарушениями устной речи (первичного характера) с учетом психологических и (или)
физиологических и индивидуальных возможностей.
2.3. Профилактическое:
– педагогическая помощь, методическое содействие воспитанникам ДОУ в естественном и
своевременном развитии речи и обеспечении полноценности этого развития.
2.4. Информационно-просветительское:
– оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей
в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
– организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса,
включая родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста.
2.5. Организационно-методическое:
– организация и систематизация методического фонда Группы.
3. Организация комплектования Группы
3.1. В Группу зачисляются дети МБДУ № 19 г. Азова в возрасте 5 – 7 лет, имеющие тяжелые
нарушения в развитии устной речи в соответствии с Международной классификацией болезней
10-го пересмотра (п.1.5).
3.3. Учитель-логопед Группы с согласия родителей (законных представителей) проводит
предварительное обследование детей преимущественно 4-х – 5-ти летнего возраста
общеобразовательных групп ДОУ для выявления воспитанников с тяжелыми нарушениями
речи.
3.4. В случае выявления в ДОУ детей с тяжелыми нарушениями речи дети с согласия их
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом Группы на
обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для
определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок
может освоить, создания специальных условий для получения образования.
3.4.1. Информация о проведении обследования детей в территориальной психолого-медикопедагогической комиссии и (или) в Группе, результаты обследования, а также иная
информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной. Предоставление
указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей
третьим лицам не допускается.
3.4.2. Результаты диагностики речевого развития детей необходимы учителю-логопеду Группы
для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или группой детей.
Указанные результаты
являются профессиональным инструментом
учителя-логопеда,
которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне
актуального развития ребенка и (или) о динамике такого развития по мере реализации
специальной образовательной программы.
3.4.3. В соответствии с комментариями к разделу III п. 3.2.3. ФГОС ДО данные, полученные в
результате педагогической диагностики,
- являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в
процессе контроля и надзора.

3.5. При отказе родителей (законных представителей) от направления в территориальную
психолого-медико-педагогическую комиссию и последующего оказания логопедической
помощи их детям с тяжелыми нарушениями речи в Группе компенсирующей направленности,
такие дети продолжают посещать ту группу, в которую были зачислены при поступлении в
ДОУ.
3.6. Подготовка документации для ПМПК осуществляется учителем-логопедом Группы,
воспитателями тех общеобразовательных групп, откуда направляются дети, родителями
(законными представителями) в соответствии с требованиями ПМПК.
3.7. В случае отказа родителей (законных представителей) от оказания логопедической помощи
их детям с тяжелыми нарушениями речи и перевода (в соответствии с рекомендациями
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) в Группу компенсирующей
направленности из общеобразовательной группы такие дети продолжают посещать ту группу, в
которую были зачислены при поступлении в ДОУ. В соответствии с требованиями
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии заключение ПМПК теряет силу
через год, и при желании родителей (законных представителей) перевести ребенка в Группу по
истечении указанного срока снова запускается порядок оформления в Группу.
3.8. Наполняемость детей в Группе составляет не менее 12 человек.
3.9. Комплектование Группы начинается в марте – апреле и завершается к 1 сентября
календарного года.
3.10.
В соответствии с комментариями к разделуIIIп. 3.2.4. ФГОС ДО допускается
организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них
режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной
группы.
3.10.1. В случае функционирования в
ДОУ разновозрастной (смешанной) Группы
коррекционно-образовательная работа организуется учителем-логопедом и воспитателем по
возрастным подгруппам, что отражается в документации учителя-логопеда и воспитателя
Группы.
3.11. Длительность пребывания ребенка в Группе составляет 2 года (для детей 5-ти лет). Срок
пребывания ребенка в Группе может быть изменен в зависимости от состояния речи и возраста.
Для продолжения срока пребывания ребенка в Группе необходимо заключение ПМПК.
3.12. Перевод детей из Группы в общеобразовательную группу осуществляется на основании
заключения ПМПК.
3.13. Выпуск детей из Группы производится по окончании срока оказания логопедической
помощи после устранения (сглаживания) у них нарушений в развитии устной речи и освоения
полного курса специальной образовательной программы.
4. Организация коррекционной работы Группы
4.1. Учреждение создает специальные условия для получения образования детьми, имеющими
тяжелые нарушения в развитии устной речи (первичного характера).
4.2. Под специальными условиями для получения образования детьми, имеющими нарушения
в развитии устной речи, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных
учебных пособий и дидактических материалов,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение программ дошкольного образования детьми с
тяжелыми нарушениями речи.
4.3. Учитель-логопед в соответствии с требованиями ФГОС ДО может реализовывать разные
образовательные программы в части «Содержание коррекционной работы» с учетом
примерных основных (специальных) образовательных программ или разработанных
самостоятельно. При реализации учителем-логопедом нескольких образовательных программ
дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена ДОУ в соответствии с
пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4.4. Содержание коррекционной работы определяется учителем-логопедом Группы
самостоятельно с учетом возрастных, психологических и (или) физиологических и
индивидуальных особенностей, степени тяжести нарушений устной речи детей дошкольного
возраста. Оно должно отражать индивидуально ориентированные направления коррекционной
работы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей указанной
категории детей.
4.5. На каждого воспитанника, зачисленного в Группу , учитель-логопед заполняет речевую
карту в соответствии с возрастом, видом и структурой речевого нарушения.
4.6. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Группу, являются
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
4.7. Фронтальные занятия с детьми шестого и седьмого года жизни проводятся только в случае
однородного комплектования Группы по возрасту и профильному логопедическому
заключению.
4.7.1. В случае проведения фронтальных занятий в Группе их количество составляет 4 занятия в
неделю, включая 2 лексико-грамматических занятия (по развитию (для детей шестого года
жизни) / по совершенствованию (для детей седьмого года жизни) лексико-грамматической
стороны речи) и 2 фонетических занятия (по развитию (для детей шестого года жизни) / по
совершенствованию (для детей седьмого года жизни) фонетической стороны речи).
4.7.2. Продолжительность фронтальных занятий определяется СанПиН и составляет:
– для детей шестого года жизни – 25 минут,
– для детей седьмого года жизни – 30 минут.
4.7.3. Содержание фронтальных занятий отражается в плане фронтальных занятий
в
соответствии с двумя направлениями коррекционно-образовательной работы (фонетическим и
лексико-грамматическим). Форма ведения планов фронтальных занятий выбирается учителемлогопедом Группы самостоятельно.
4.7.4. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с расписанием.
4.8. Для проведения подгрупповых коррекционных занятий формируются подгруппы детей.
Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера
нарушений развития устной речи, психологических и характерологических особенностей
воспитанников. Количество детей в подгруппах варьируется и составляет от 2-х до 6-ти детей.
4.8.1. Периодичность проведения подгрупповых коррекционных занятий определяется
учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых
образовательных потребностей воспитанников и составляет 3 – 4 занятия в неделю.
4.8.2. Содержание подгрупповых коррекционных занятий отражается в плане подгрупповых
занятий. Форма ведения планов подгрупповых коррекционных занятий выбирается учителемлогопедом Группы самостоятельно.
4.8.3. Подгрупповые коррекционные занятия проводятся в соответствии с расписанием.
4.9. Индивидуальные коррекционные занятия в Группе проводятся с учетом режима работы
Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом расписание
индивидуальных коррекционных занятий каждого ребенка должно постоянно варьироваться,
чтобы исключить регулярное неучастие воспитанника в одном и том же виде деятельности.
4.9.1. Продолжительность индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
самостоятельно в зависимости от возраста:
– для детей шестого, седьмого года жизни: 15 – 20 минут.
4.9.2. В зависимости от особенностей работоспособности ребенка время индивидуального
занятия может быть сокращено.
4.9.3. Периодичность проведения индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых образовательных
потребностей воспитанников и составляет от 1 до 5-ти занятий в неделю.
4.9.4. Планы индивидуальной коррекционной работы с детьми составляются на основе анализа
результатов обследования в зависимости от структуры речевого нарушения. В плане отмечается
последовательность формирования произносительной стороны речи. При однородных
нарушениях лексико-грамматической стороны речи у детей Группы не требуется отмечать
данное направление в плане индивидуальной коррекционной работы, так как эта работа

предусмотрена планом подгрупповых / фронтальных (если проводятся) занятий по развитию
(совершенствованию) лексико-грамматической стороны речи на весь учебный год.
4.10.Режим коррекционных занятий зависит от уровня речевого развития детей.
5. Документация учителя - логопеда Группы
5.1. Основная документация учителя-логопеда Группы
5.1.1. Протоколы или выписки из протокола территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по зачислению детей в Группу.
5.1.2. Журнал обследования речевого развития воспитанников ДОУ.
5.1.3. Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в Группу.
5.1.4. Список детей, зачисленных в Группу.
5.1.5. Специальная образовательная программа (программы) коррекционной работы учителялогопеда как составная часть основной образовательной программы ДОУ.
5.1.6. Перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный год в соответствии
с возрастом и характером речевого нарушения.
5.1.7. Календарные планы фронтальных (если проводятся), индивидуальных и подгрупповых
занятий.
5.1.8. Индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого ребенка, зачисленного
в Группу.
5.1.9. Табель посещаемости детьми коррекционных(индивидуальных и подгрупповых) занятий.
5.1.10. Расписание фронтальных (если проводятся), индивидуальных и подгрупповых занятий
(на неделю).
5.1.11. Отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы за учебный год.
5.1.12. Должностные инструкции учителя-логопеда.
5.1.13. График работы учителя-логопеда.
5.1.14. Форма ведения основной документации Группы определяется учителем-логопедом
самостоятельно.
5.2. Дополнительная документация учителя-логопеда Группы
5.2.1. Материалы диагностики речевого развития (таблицы результатов логопедического
обследования) и освоения содержания специальной образовательной программы детьми,
зачисленными в Группу.
5.2.2. Вспомогательная документация не регламентируется и ведется учителем-логопедом для
удобства в работе и заполнения основной документации.
6. Виды работ учителя-логопеда Группы
6.1. Виды работ учителя-логопеда: индивидуальное обследование, индивидуальная
консультация, групповые консультации, индивидуальное коррекционное занятие, подгрупповое
коррекционное занятие, фронтальное коррекционное занятие, просветительская работа,
организационно-методическая работа.
6.2.
Рабочее
время
учителя-логопеда
включает
преподавательскую
(учебную,
непосредственную работу с детьми), а также другую педагогическую работу, предусмотренную
должностными обязанностями и тарифно-квалификационными (квалификационными)
характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами
учителя-логопеда.
6.3. На учителя-логопеда Логопедической группы дошкольного образовательного учреждения
распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для
учителей-логопедов.
7. Виды работ воспитателя Группы
7.1. Виды работ воспитателя Группы: индивидуальное коррекционное занятие по заданию
учителя-логопеда Группы, подгрупповое коррекционное занятие по заданию учителя-логопеда
Группы, иные виды работ, предусмотренные основной образовательной программой
Учреждения и должностными обязанностями воспитателя Учреждения.

7.2.
На воспитателя дошкольного образовательного учреждения, работающего
непосредственно в группе с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья
(группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)
дошкольного образовательного учреждения распространяются все льготы и преимущества,
предусмотренные законодательством РФ для педагогических работников, непосредственно
работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
8. Материально-техническое и финансовое обеспечение
8.1. Для учителя-логопеда Группы выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям.
8.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического
кабинета учителя-логопеда Группы, создание предметно-развивающей среды в помещениях
Группы и логопедического кабинета учителя-логопеда Группы, их санитарное содержание.
8.3. Группа финансируется МБДОУ № 19 г. Азова.
9. Штаты и руководство Группой
9.1. Должность учителя-логопеда устанавливается в соответствии со штатным расписанием
ДОУ.
9.2. На должность учителя-логопеда Группы назначается лицо, имеющее высшее специальное
(дефектологическое) образование.
9.4. На должность воспитателя Группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее
специальное (педагогическое) образование и прошедшие подготовку на курсах воспитателей
групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (или на курсах
воспитателей логопедических групп).
9.5. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную
ответственность за комплектование и правильную организацию логопедической работы в
Группе, повышение квалификации учителя-логопеда и воспитателей Группы, проводит анализ
эффективности работы в данной Группе.
9.6. Воспитательно - методическое руководство деятельностью Группы осуществляет старший
воспитатель.
9.7. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала Группы определяются
правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ № 19 г. Азова и должностными
обязанностями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».