Рабочая программа воспитания на 2023-2024 учебный год

1

Оглавление
№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.2.1
4.3

Содержание
Пояснительная записка
Целевой раздел Программы воспитания
Цели и задачи воспитания
Направления воспитания
Целевые ориентиры воспитания
Содержательный раздел Программы воспитания
Уклад МБДОУ № 19 г. Азова
Воспитывающая среда образовательной организации
Общности образовательной организации
Задачи воспитания в образовательных областях
Формы совместной деятельности в образовательной организации
Организация предметно-пространственной среды
Социальное партнерство
Организационный раздел Программы воспитания
Кадровое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение
Календарный план воспитательной работы
Требования к условиям работы с особыми категориями детей

страница
2
3
3
3
6
7
7
11
11
12
16
16
17
17
17
18
19
23

1. Пояснительная записка
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (п. 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности
российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие
мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе
общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (п. 4 Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 г. N 809
- Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
- Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
- Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
2

- Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
- Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
- Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
- Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей социокультурной
среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение
взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими
учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе
системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в
ДОУ.

2. Целевой раздел Программы воспитания
2.1. Цели и задачи воспитания ( В соответствии с п.29.2.1 ФОП ДО).
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОУ:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях
о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования
и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

2.2 Направления воспитания (В соответствии с п.29.2.2 ФОП ДО) .
Патриотическое направление воспитания
Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.

3

Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма
наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и
процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания
Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
Социальное направление воспитания
Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей
к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов. способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
4

Познавательное направление воспитания
Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками
и правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление воспитания
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания
Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира
ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.

2.3 Целевые ориентиры воспитания (В соответствии с п.29.2.3 ФОП ДО)
5

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО - оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения Программы
Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности

Целевые ориентиры

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей
стране - России, испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и
уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность
в самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных
видах деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей

6

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами
укрепления здоровья - занятия физической культурой,
закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и
безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного
отдыха

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе
уважения к людям труда, результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности

Эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности

Целевые
ориентиры
воспитания
(ФОП
ДО,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=7 )

п.

29.2.3.1,

3. Содержательный раздел Программы воспитания
В соответствии с п.29.3 ФОП ДО
3.1 Уклад образовательной организации
Характеристики

Описание

Цель, смысл
деятельности, миссия
МБДОУ № 19 г.
Азова

Цель: развивать личность каждого воспитанника с учетом его индивидуальности,
создать условия для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества.
Смысл деятельности: создать условия в ДОУ для воспитания
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который
принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за
судьбу своей страны, знает и чтит традиции многонационального народа России.
Миссия: совместными усилиями ДОУ, семьи и социальных партнеров создать
условия для воспитания, развития и обучения детей на основе успешного опыта
прошлого и передовых условий настоящего.
- Принцип гуманизма;
- Принцип целостности единства и совместимости;
- Принцип общего культурного образования;
- Принцип следования нравственному примеру;
- Принцип безопасной жизнедеятельности;
- Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;
- Принцип инклюзивности;
Образ МБДОУ № 19 г. Азова ассоциируется у родителей , проверяющих органов и

Принципы жизни и
воспитания МБДОУ
№ 19 г. Азова

Образ МБДОУ № 19

7

г. Азова, имидж
Отношение к
воспитанникам,
родителям,
сотрудникам и
партнерам.

Ключевые правила
МБДОУ № 19 г.
Азова

Традиции и ритуалы,
нормы этикета

Особенности РППС

Социокультурный
контекст, внешняя и
социальнокультурная среда
ДОУ.

социальных партнеров с прифессиональной командой детского сада, в котором
управленческая и педагогическая части эффективно дополняют друг друга, а
также открытостью и добродушием к детям.
Уклад МБДОУ № 19 г. Азова определяет мировосприятие, гармонизацию
интересов и возможностей совместной деятельности детей и взрослых.
Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности педагоги
выстраивают на основе признания ребенка полноценным участником
образовательных отношений. Предоставляют воспитанникам право выбора,
поддерживают детскую инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности, реализуют педагогические технологии для успешной социализации
воспитанников и развития у них коммуникативных навыков.
Отношение к сотрудникам и партнерам строится на основе открытости и кодекса
нормы профессиональной этики. С целью реализации воспитательного потенциала
МБДОУ № 19 г. Азова организует работу по повышению профессиональноличностных компетенций сотрудников, организует сетевую форму
взаимодействия с партнерами.
- на личном примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы
общения и поведения;
- мотивировать детей общаться друг с другом;
- поощрять детскую дружбу;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих;
- насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют;
- следовать общим для всех правилам, нормам поведения и традициям;
Традиции и ритуалы формируют и развивают творческое мышление детей,
помогают реализовать идеи воспитанников. Традиционный казачий круг
позволяет спланировать деятельность детей. Дети с родителями гуляют по городу,
изучают исторические места, потом рассказывают об истории города в детском
саду.
В МБДОУ № 19 г. Азова строго придерживаются норм этикета:
- приветствовать детей и родителей с улыбкой;
- информировать родителей о событиях без оценивая и не перекладывая на них
ответственность за поведение ребенка в ДОУ;
- не повышать голос в общении с детьми;
- уважительно относиться к детям, родителям;
- сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
РППС разработана по трем линиям:
- среда «от взрослого»;
- среда «от совместной деятельности ребенка и взрослого»;
- среда «От ребенка» - детское творчество как результат продуктивной,
исследовательской, игровой деятельности украшает пространство ДОУ.
Чтобы расширить знания детей о Донском крае, казачестве педагоги проводят
тематические занятия: «Не закончится род казачий» – о песнях и казачьих
донских сказаниях; беседы на темы «Воспитание мальчика в казачьей семье»,
«Воспитание девочки в казачьей семье», «Казак с конем и ночью, и днем»,
«Казаки – люди вольные». В каждой группе есть казачьи уголки. На занятиях
по изобразительной деятельности дошкольники учатся различать одежду донских
казаков – раскрашивают рисунки с народными нарядами. Педагоги разучивают
с детьми загадки, пословицы и поговорки с элементами фольклора. Во время
тематических бесед рассказывают о назначении печи в казачьем курене, знакомят
с особенностями казачьей кухни и способами приготовления казачьих блюд.
На музыкальных занятиях разучивают казачьи песни.

Региональный компонент воспитательной работы
Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процессы
ознакомления с региональными особенностями Азова и Ростовской области.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств,
представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство
8

любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно
на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные
методы и формы организации детской деятельности:
подвижные игры и забавы казаков;
слушание музыки и песен авторов Донского края;
наблюдения в природе региона;
чтение детской литературы, стихов поэтов и писателей Донского края;
знакомство с народно-прикладным искусством;
Знакомство со скульптурой и архитектурой Донского края;
Семейный уклад
Именно в семье происходит зарождение духовно-нравственных ценностей, в
последующем оказывающее большое влияние на формирование личности ребенка.
Программа ДОУ предусматривает обогащение форм работы с родителями проектной
деятельностью, направленной на реализацию задач Программы воспитания средствами
реализации регионального компонента.
Цель - приобщение семьи к духовно-нравственной культуре родного края, посредством
взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Принципы работы:
 краеведческий принцип;
 обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса;
 принцип интегративности;
 гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
 динамичность;
 развивающий принцип;
 принцип историзма.
Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
Программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и
направлен на формирование ресурсов Программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе.
Организация и осуществление образовательного процесса в ДОУ имеет ряд
особенностей, которые являются значимыми и определяющими для реализации
социокультурного контекста Программы:
*Административно - территориальный фактор: детский сад находится в
экологически благополучном районе. Промышленных объектов вблизи Учреждения нет.
Ближайшими объектами социального партнёрства являются: МБДОУ детские № 6, 22, Детскоюношеская спортивная школа, школа-интернат, жилые дома.
9

*Экологический фактор: детский сад располагается вдалеке от оживленной
автодороги, рядом находится сквер «Энергетик».
*Состояние здоровья воспитанников: Только здоровый ребенок может усвоить объем
знаний и умений, необходимый для обучения в школе. По итогам комплексной оценки состояния
здоровья в ДОУ с каждым годом увеличивается количество детей со второй и третьей группой
здоровья. Поэтому огромное внимание в ДОУ уделяется проблеме формирования у
дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии
тесного взаимодействия всех сотрудников детского сада, а также сотрудничества ДОУ с
родителями воспитанников. В сложившейся ситуации важной задачей педагогического
коллектива дошкольного учреждения является систематическая работа в данном направлении.
* Национально-культурные особенности: содержание образовательного процесса
спланировано с учетом современной концепции развития личности ребенка, а также
региональных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении и
предполагает включение отдельных элементов донской культуры в процесс развития ребенка,
т.к. наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
В образовательном процессе ДОУ отражена работа по приобщению детей к истории и
культуре Донского края.
Традиционно в октябре в детском саду проводится тематическая неделя «Мой город,
моя страна, моя планета», в ноябре «Я и моя семья», в рамках этих недель для воспитанников
ДОУ организуются мероприятия, направленные на знакомство детей с Малой Родиной. Дети
дошкольного возраста в доступной для них форме (образовательная, игровая деятельность,
режимные моменты и др.) усваивают знания о своей родословной, почитание родителей
детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его
характер, цели, установки и т.д. Использование таких форм организации детской деятельности
позволит решить задачу воспитания бикультурной, толерантной и любознательной личности.
Образовательный процесс в ДОУ строится в условиях поликультурности,
первостепенной задачей для педагогов при работе с детьми является установление
доброжелательной атмосферы, личного контакта с ребенком и его семьей, а затем создание
условий, открывающих для детей возможность выражения своих потребностей, чувств, идей.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского
сада событийные мероприятия.
В основу классификации праздников, которые отмечаются в ДОУ, положен федеральный
план воспитательной работы и примерный региональный план воспитательной работы.
Количество праздников, развлечений самостоятельно определяется педагогами, в
зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов
детей, по необходимости, праздничный календарь событий может дополняться другими
событиями.

3.2 Воспитывающая среда образовательной организации
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда – это окружающая среда, в первую очередь:
- люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела;
- природа;
- это семья, детский сад, немного улицы.
10

Воспитательный процесс – процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в
игре, во время образовательной деятельности идет воспитательный процесс. В детском саду одним
из главных инструментов является воспитатель, так как именно он находится в группе целый день
с детьми. Это требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты,
человечности. Педагог должен быть честным и правдивым, искренним и принципиальным,
душевно богатым и щедрым. Особенно важно: спокойная манера держаться и разговаривать;
приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка – вовремя
пошутить, успокоить, доверительно поговорить. Воспитатель для ребенка пример во всем. В
манере разговаривать, одеваться и т.д.
Одним главным инструментов воспитывающей среды является развивающая предметно
пространственная среда (далее - РППС) ДОУ.

3.3. Общности образовательной организации
События МБДОУ № 19 г. Азова реализуются в соответствии с п.29.3.5.2 ФОП ДО. Конкретные
события перечислены в календарном плане воспитательной работы.
Основной ценностью и целью профессионального сообщества является:
- свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в
профессиональную деятельность;
- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения
и воспитания;
- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
- право на участие в разработке образовательных программ;
- право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской
деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во
внедрении инноваций;
- право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания
в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании.
Основной ценностью и целью профессионально-родительского сообщества является:
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и
воспитания ребенка осуществляется посредством непосредственного вовлечения их в
образовательную и воспитательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
Основной ценностью и целью детско-взрослой общности являются:
- партнерские отношения взрослого с детьми;
- создание условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста, предполагающие обеспечение эмоционального благополучия
через непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; - поддержку
индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
11

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях, в том числе создание условий для
позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации
со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников.

3.4 Задачи воспитания в образовательных областях (В соответствии с
п.29.3.4 ФОП ДО)
Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех
режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры, занятия, прогулки и т.д.).
В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на
протяжении 12 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться
постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей программы воспитания МБДОУ № 19 г.
Азова.
Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных
чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Следует помнить, что воспитание – это процесс двусторонний. С одной стороны, он
предполагает активное педагогическое воздействие на детей со стороны взрослых, с другой –
активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя
определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог
должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих
воспитанников.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких
направлений воспитательной работы ДОУ, формирование которых в совокупности обеспечит
полноценное и гармоничное развитие личности детей от 2 до 8 лет.
Задачи Программы:
- Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения.
- Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
обществу.
- Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
- Формирование основ экологического сознания.
- Формирование основ безопасности.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Патриотическое направление воспитания
Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Ценности: Родина и природа
Воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране –
России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
12

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Духовно-нравственное направление воспитания
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Ценности: жизнь, милосердие, добро.
Задачи духовно-нравственного направления воспитания:
- воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей
стране;
- воспитание уважительного отношения к другим людям –детям и взрослым (родителям,
(законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и
национальной принадлежности;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре
и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбию, сотрудничеству, умению соблюдать правила, активной личностной
позиции;
- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего
труда и труда других людей.

Социальное направление воспитания
13

Образовательная область "Речевое развитие" Образовательная область "Социальнокоммуникативное развитие"
Ценности: Семья, дружба, человек и сотрудничество. Формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создания условий для
реализации в обществе.
Задачи социального направления воспитания:
- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности
(на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
- анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;
- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила;
- развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
Познавательное направление воспитания
Образовательная область "Познавательное развитие"
Ценности: познание. Формирование ценности познания, целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет - источники,
дискуссии и др.).
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Образовательная область "Физическое развитие"
Ценности: жизнь и здоровье. Формирование навыков здорового образа жизни, где
безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком
своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых
обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;  организация сна, здорового питания, выстраивание правильного
режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
14

Трудовое направление воспитания
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Ценности: труд. Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также
в приобщении ребенка к труду.
Основные задачи трудового воспитания.:
- Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного
отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных
- преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
- Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Эстетическое направление воспитания
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Образовательная
область "Речевое развитие"
Ценности: культура, красота. Формирование у детей уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Формирование у детей ценностного отношения к красоте Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений.
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на
внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и
других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками,
книгами, личными вещами, имуществом ДОО;
- формировать умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и
последовательно выполнять, и заканчивать ее;
- формировать умение приводить в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой;
15

- формировать умение приводить в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.

3.5 Формы совместной деятельности в процессе реализации Программы
воспитания (В соответствии с п.29.3.5 ФОП ДО и 29.3.3)
- Работа с родителями (законными представителями).
Ведущая цель взаимодействия с родителями (законными представителями):
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные
типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
- События образовательной организации
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Воспитательное событие в учреждении – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных
действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
- Совместная деятельность в образовательных ситуациях: игра – эксперимент, играпутешествие; культурно – досуговая деятельность (отдых, праздники, развлечения, презентация
проекта), коллекционирование, создание мини-музеев, проблемные ситуации, игра, просмотр,
рассматривание, чтение и обсуждение, создание ситуаций, викторина, загадки, беседа, конкурсы,
смотры,
экскурсии, целевые прогулки, познавательно - исследовательская деятельность,
спортивные игры и упражнения, подвижные игры, дошкольный туризм, танцевальные движения,
физкультурные минутки, соревнования, Олимпиады.

3.6 Организация предметно-пространственной среды (В соответствии с
п.29.3.6 ФОП ДО)
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя
обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития
творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной,
развивающей,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также
специфику ДОУ и включает в себя:
- оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
16

Организация предметно – пространственной среды отражает ценности, на которых
строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Вся среда ДОУ гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для ППС учреждение ориентируется на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.7 Социальное партнерство (В соответствии с п. 29.3.7 ФОП ДО)
Содержание образовательного процесса МБДОУ № 19 г. Азова строится с учетом
активного взаимодействия с социумом и поиском новых форм социального партнерства. ДОУ
рассматривается как открытая образовательная система. Ее задача - обратить внимание социума
нашего района на детей дошкольного возраста.
Установление социального партнерства позволяет успешно осуществлять задачи,
связанные с качественной реализацией Программы:
- Формировать основы общей культуры детей в процессе экскурсий, взаимопосещений
музеев, библиотек.
- Обеспечивать интегративный характер образовательного процесса через проведение
интегрированных занятий, совместных мероприятий.
- Решать задачи художественно-эстетического развития воспитанников с помощью участия
в городских детских творческих конкурсах, выставках, программах, организуемых городскими
культурно-досуговыми учреждениями, информационно методическим центром.

4. Организационный раздел Программы воспитания
4.1 Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебновспомогательными, административно-хозяйственными работниками МБДОУ № 19 г. Азова. В
реализации Программы участвуют работники, в том числе осуществляющие финансовую и
хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.,
регистрационный №18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также актуальной социальной
ситуацией развития детей.
Программа непрерывно сопровождается педагогическими и учебно-вспомогательными
работниками в течение всего времени ее реализации в конкретной группе.
Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями,
необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными.
17

При работе в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) ,
дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей,
оказывающих детям необходимую помощь (учитель-логопед, педагог-психолог).

4.2 Нормативно-методическое обеспечение

-

-

-

Нормативной базой для составления Программы являются:
- Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Для реализации программы воспитания ДОУ применяет практическое руководство
"Воспитателю о воспитании", представленное в открытом доступе в электронной форме на
платформе институтвоспитания.рф.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
Устав МБДОУ № 19 г. Азова.
образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №19 г. Азова;
рабочая программа воспитания МБДОУ №19 г. Азова;
должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный процесс в МБДОУ №19 г.
Азова ;
правила внутреннего распорядка обучающихся МБДОУ №19 г. Азова;

4.2.1 Календарный план воспитательной работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На основе Программы воспитания МБДОУ № 19 г. Азова составлен примерный
календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы составлен на 2023-2024 учебный год.
В нем конкретизируется заявленная в программе воспитания работа применительно к
конкретному учебному году.
18

Календарный план воспитательной работы может корректироваться в течение года в связи
с происходящими в работе Учреждения изменениями: организационными, кадровыми,
финансовыми и т.п.
Вся воспитательная работа организуется в Учреждении в течение всего дня.
Тематика событий модулей ориентирована на все направления развития ребенка
дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
 явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.); 
окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
 миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
 традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год,
Праздник весны и труда, День матери и др.);
 наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
 событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День
Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Рекомендуемое время проведения события не всегда совпадает с официальной датой
празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по
неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется
педагогами. Период подготовки к каждому событию определяется педагогами в соответствии с
возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного
процесса, промежуточными результатами освоения Программы, тематикой события.
Возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения
события, формы работы по подготовке к событию носят рекомендательный характер; в таких
событиях участвуют дети разных групп и разных возрастов, что очень ценно с педагогической
точки зрения – ведь это расширяет круг общения детей и открывает широкие возможности для
продуктивного меж возрастного взаимодействия, способствуя тем самым социализации
дошкольников.
Формы подготовки и проведения событий носят интегративный характер, то есть
позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких модулей.
Подготовка к событиям представляет собой описание средств решения задач психологопедагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы.
Календарный план воспитательной работы разработан рабочей группой Учреждения и
согласован с Попечительским советом и собранием родителей (законных представителей)
воспитанников.

Образовательные события на 2023-2024 учебный год
2023 год - год педагога и наставника в России
СЕНТЯБРЬ
1 сентября — День знаний. (Отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.)
6 сентября – День добрых дел.
8 сентября -– День финансовой грамотности;
11 сентября – Всемирный день журавля. Первые предки этих красивых птиц появились
еще во времена динозавров, около 40–60 миллионов лет назад. Всего насчитывают около 15 видов
журавлей, в России гнездятся семь из них. Некоторые виды журавлей занесены в Красную книгу.
13 сентября – День образования Ростовской области;
19

25-29 сентября - Неделя безопасности по ПДД;
27 сентября - День воспитателя и дошкольных работников.
29 сентября - Всемирный день моря.
ОКТЯБРЬ
1 октября — Международный день пожилых людей.
1 октября — Международный день музыки.
4 октября — Всемирный день защиты животных.
14 октября – День казачьей воинской славы;
15 октября - Всемирный день мытья рук объявлен Организацией Объединенных Наций и
Детским фондом ООН. Его цель - привлечь внимание людей к важности этой простой
гигиенической процедуры.
16 октября – день отца. Ежегодный праздник в честь отцов, отмечаемый во многих
странах. В России День отца отмечается с 2021 года в третье воскресенье октября.
28 октября – День символоы Ростовской области: герба, флага и гимна;
НОЯБРЬ
2 ноября – День межнационального мира и согласия;
4 ноября — День народного единства.
12 ноября – Синичкин день.
13 ноября - Всемирный день доброты
18 ноября - День рождения Деда Мороза празднуют в России. 18 ноября на его вотчине - в
Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. В 1999 году Ве ликий
Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза.
27 ноября — День матери.
30 ноября - Всемирный день домашних животных.
ДЕКАБРЬ
1 декабря - Всероссийский день хоккея.
3 декабря - День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах,
погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.
8 декабря – Международный - День художника
9 декабря — День Героев Отечества.
12 декабря — День Конституции Российской Федерации. (Конституция принята
всенародным голосованием в 1993 г.) 8 декабря – Международный - День художника
13 декабря – День медведя.
ЯНВАРЬ
8 января – День детского кино.
11 января – Международный день «СПАСИБО».
17 января – День детских изобретений
25 января - День российского студенчества, День Татьяны.
27 января – день полного освобождения от фашистской блокады (Блокадный хлеб).
Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
20

28 января - Международный день ЛЕГО.
29 января – День рождения Антона Павловича Чехова.
ФЕВРАЛЬ
2 февраля - 80 лет Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве
(1943)
8 февраля - День российской науки.
10 февраля - Памятная дата России: День памяти А. С. Пушкина.
13-17 февраля – Неделя пожарной безопасности
14 февраля - Международный день книгодарения
19 февраля – Всемирный день кита, который также считается Днем защиты всех других
морских млекопитающих.
21 февраля - Международный день родного языка.
23 февраля - День защитника Отечества.
20-26 февраля – Масленица.

МАРТ
1 марта – Всемирный день кошек
3 марта - Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание
на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить
информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью.
8 марта — Международный женский день.
13 по 17 марта – неделя безопасности по ПДД.
21 марта — Международный день театра кукол.
с 21 марта по 27 марта — Неделя музыки для детей и юношества.
21 марта — Международный день лесов.
21 марта – Всемирный день поэзии;
22 марта — 5 июня – День зашиты от экологической опасности.
27 марта — Международный день театра.
Экологические праздники 22 марта — Всемирный день водных ресурсов. (Отмечается по
решению ООН с 1922 г.) Народные праздники 17 марта – День Герасима-грачевника. В народе
говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». Необычные
праздники 16 марта - День цветных карандашей. 13 по 17 марта – неделя безопасности по ПДД 20
марта по 14 апреля – всероссийская неделя финансовой грамотности (Региональная программа
Красноярского края «Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на
2021-2023 годы»)
АПРЕЛЬ
1 апреля — День смеха.
1 апреля — Международный день птиц.
2 апреля — Международный день детской книги.
7 апреля — Всемирный день здоровья.
12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики.
21

13 апреля – День древонасаждения.
15 апреля - Международный день культуры.
16 апреля – Всемирный день цирка.
18 апреля — Международный день памятников и исторических мест.
22 апреля — Международный день Матери-Земли.
МАЙ
1 мая — Праздник Весны и Труда.
3 мая — День Солнца.
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
День воинской славы России.
15 мая — Международный день семей.
15-19 мая – неделя безопасности дорожного движения
18 мая – Международный день музеев
24 мая – день рождения Михаила Александровича Шолохова.
ИЮНЯ
1 июня - Международный день защиты детей
5 июня – День эколога.
6 июня - Пушкинский день России.
6 июня - День русского языка.
8 июня - Всемирный день океанов.
12 июня - День России.
16 июня - День медицинского работника
22 июня - Памятная дата России: День памяти и скорби - день начала Великой
Отечественной войны (1941 год)
ИЮЛЬ
8 июля - Всероссийский день любви, семьи и верности.
29 июля - Международный день тигра.
31 июля - День военно-морского флота России.
АВГУСТ
30 августа – День освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков.

4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей
(В соответствии с п.19.4.3 ФОП ДО)
Основными условиями реализации Программы воспитания в работе с детьми с ОВЗ
являются:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
— построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
22

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
— формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
— активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия
(отсутствия) у ребенка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания
детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского общества. Однако, инклюзия
подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его
особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию
развития (п. 29.4.3.1. ФОП ДО)
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1)
направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и
средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми
образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей
ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями (п.29.4.3.2. ФОП ДО).
4.3.1 Требования к условиям работы с особыми категориями детей в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь,
совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми
участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с
ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
23

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация
обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».