1 Оглавление № 1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.2.1 4.3 Содержание Пояснительная записка Целевой раздел Программы воспитания Цели и задачи воспитания Направления воспитания Целевые ориентиры воспитания Содержательный раздел Программы воспитания Уклад МБДОУ № 19 г. Азова Воспитывающая среда образовательной организации Общности образовательной организации Задачи воспитания в образовательных областях Формы совместной деятельности в образовательной организации Организация предметно-пространственной среды Социальное партнерство Организационный раздел Программы воспитания Кадровое обеспечение Нормативно-методическое обеспечение Календарный план воспитательной работы Требования к условиям работы с особыми категориями детей страница 2 3 3 3 6 7 7 11 11 12 16 16 17 17 17 18 19 23 1. Пояснительная записка Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (п. 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (п. 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 - Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. - Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания - Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 2 - Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. - Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. - Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. - Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей. Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОУ. 2. Целевой раздел Программы воспитания 2.1. Цели и задачи воспитания ( В соответствии с п.29.2.1 ФОП ДО). Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в ДОУ: - содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; - способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; - создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; - осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. 2.2 Направления воспитания (В соответствии с п.29.2.2 ФОП ДО) . Патриотическое направление воспитания Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 3 Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). Духовно-нравственное направление воспитания Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. Социальное направление воспитания Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов. способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. 4 Познавательное направление воспитания Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания. В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка. Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление воспитания Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Трудовое направление воспитания Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания. Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Эстетическое направление воспитания Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 2.3 Целевые ориентиры воспитания (В соответствии с п.29.2.3 ФОП ДО) 5 Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с ФГОС ДО - оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения Программы Направления воспитания Патриотическое Ценности Целевые ориентиры Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям Духовно нравственное Жизнь, милосердие, добро Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел Познавательное Познание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей 6 Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности Эстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности Целевые ориентиры воспитания (ФОП ДО, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=7 ) п. 29.2.3.1, 3. Содержательный раздел Программы воспитания В соответствии с п.29.3 ФОП ДО 3.1 Уклад образовательной организации Характеристики Описание Цель, смысл деятельности, миссия МБДОУ № 19 г. Азова Цель: развивать личность каждого воспитанника с учетом его индивидуальности, создать условия для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества. Смысл деятельности: создать условия в ДОУ для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за судьбу своей страны, знает и чтит традиции многонационального народа России. Миссия: совместными усилиями ДОУ, семьи и социальных партнеров создать условия для воспитания, развития и обучения детей на основе успешного опыта прошлого и передовых условий настоящего. - Принцип гуманизма; - Принцип целостности единства и совместимости; - Принцип общего культурного образования; - Принцип следования нравственному примеру; - Принцип безопасной жизнедеятельности; - Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого; - Принцип инклюзивности; Образ МБДОУ № 19 г. Азова ассоциируется у родителей , проверяющих органов и Принципы жизни и воспитания МБДОУ № 19 г. Азова Образ МБДОУ № 19 7 г. Азова, имидж Отношение к воспитанникам, родителям, сотрудникам и партнерам. Ключевые правила МБДОУ № 19 г. Азова Традиции и ритуалы, нормы этикета Особенности РППС Социокультурный контекст, внешняя и социальнокультурная среда ДОУ. социальных партнеров с прифессиональной командой детского сада, в котором управленческая и педагогическая части эффективно дополняют друг друга, а также открытостью и добродушием к детям. Уклад МБДОУ № 19 г. Азова определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детей и взрослых. Отношение к воспитанникам в рамках детско-взрослой общности педагоги выстраивают на основе признания ребенка полноценным участником образовательных отношений. Предоставляют воспитанникам право выбора, поддерживают детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, реализуют педагогические технологии для успешной социализации воспитанников и развития у них коммуникативных навыков. Отношение к сотрудникам и партнерам строится на основе открытости и кодекса нормы профессиональной этики. С целью реализации воспитательного потенциала МБДОУ № 19 г. Азова организует работу по повышению профессиональноличностных компетенций сотрудников, организует сетевую форму взаимодействия с партнерами. - на личном примере формировать у детей ценностные ориентиры, нормы общения и поведения; - мотивировать детей общаться друг с другом; - поощрять детскую дружбу; - содействовать проявлению детьми заботы об окружающих; - насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и объединяют; - следовать общим для всех правилам, нормам поведения и традициям; Традиции и ритуалы формируют и развивают творческое мышление детей, помогают реализовать идеи воспитанников. Традиционный казачий круг позволяет спланировать деятельность детей. Дети с родителями гуляют по городу, изучают исторические места, потом рассказывают об истории города в детском саду. В МБДОУ № 19 г. Азова строго придерживаются норм этикета: - приветствовать детей и родителей с улыбкой; - информировать родителей о событиях без оценивая и не перекладывая на них ответственность за поведение ребенка в ДОУ; - не повышать голос в общении с детьми; - уважительно относиться к детям, родителям; - сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; РППС разработана по трем линиям: - среда «от взрослого»; - среда «от совместной деятельности ребенка и взрослого»; - среда «От ребенка» - детское творчество как результат продуктивной, исследовательской, игровой деятельности украшает пространство ДОУ. Чтобы расширить знания детей о Донском крае, казачестве педагоги проводят тематические занятия: «Не закончится род казачий» – о песнях и казачьих донских сказаниях; беседы на темы «Воспитание мальчика в казачьей семье», «Воспитание девочки в казачьей семье», «Казак с конем и ночью, и днем», «Казаки – люди вольные». В каждой группе есть казачьи уголки. На занятиях по изобразительной деятельности дошкольники учатся различать одежду донских казаков – раскрашивают рисунки с народными нарядами. Педагоги разучивают с детьми загадки, пословицы и поговорки с элементами фольклора. Во время тематических бесед рассказывают о назначении печи в казачьем курене, знакомят с особенностями казачьей кухни и способами приготовления казачьих блюд. На музыкальных занятиях разучивают казачьи песни. Региональный компонент воспитательной работы Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Азова и Ростовской области. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство 8 любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: подвижные игры и забавы казаков; слушание музыки и песен авторов Донского края; наблюдения в природе региона; чтение детской литературы, стихов поэтов и писателей Донского края; знакомство с народно-прикладным искусством; Знакомство со скульптурой и архитектурой Донского края; Семейный уклад Именно в семье происходит зарождение духовно-нравственных ценностей, в последующем оказывающее большое влияние на формирование личности ребенка. Программа ДОУ предусматривает обогащение форм работы с родителями проектной деятельностью, направленной на реализацию задач Программы воспитания средствами реализации регионального компонента. Цель - приобщение семьи к духовно-нравственной культуре родного края, посредством взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Принципы работы: краеведческий принцип; обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса; принцип интегративности; гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; динамичность; развивающий принцип; принцип историзма. Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей Программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов Программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе. Организация и осуществление образовательного процесса в ДОУ имеет ряд особенностей, которые являются значимыми и определяющими для реализации социокультурного контекста Программы: *Административно - территориальный фактор: детский сад находится в экологически благополучном районе. Промышленных объектов вблизи Учреждения нет. Ближайшими объектами социального партнёрства являются: МБДОУ детские № 6, 22, Детскоюношеская спортивная школа, школа-интернат, жилые дома. 9 *Экологический фактор: детский сад располагается вдалеке от оживленной автодороги, рядом находится сквер «Энергетик». *Состояние здоровья воспитанников: Только здоровый ребенок может усвоить объем знаний и умений, необходимый для обучения в школе. По итогам комплексной оценки состояния здоровья в ДОУ с каждым годом увеличивается количество детей со второй и третьей группой здоровья. Поэтому огромное внимание в ДОУ уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии тесного взаимодействия всех сотрудников детского сада, а также сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников. В сложившейся ситуации важной задачей педагогического коллектива дошкольного учреждения является систематическая работа в данном направлении. * Национально-культурные особенности: содержание образовательного процесса спланировано с учетом современной концепции развития личности ребенка, а также региональных подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении и предполагает включение отдельных элементов донской культуры в процесс развития ребенка, т.к. наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. В образовательном процессе ДОУ отражена работа по приобщению детей к истории и культуре Донского края. Традиционно в октябре в детском саду проводится тематическая неделя «Мой город, моя страна, моя планета», в ноябре «Я и моя семья», в рамках этих недель для воспитанников ДОУ организуются мероприятия, направленные на знакомство детей с Малой Родиной. Дети дошкольного возраста в доступной для них форме (образовательная, игровая деятельность, режимные моменты и др.) усваивают знания о своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д. Использование таких форм организации детской деятельности позволит решить задачу воспитания бикультурной, толерантной и любознательной личности. Образовательный процесс в ДОУ строится в условиях поликультурности, первостепенной задачей для педагогов при работе с детьми является установление доброжелательной атмосферы, личного контакта с ребенком и его семьей, а затем создание условий, открывающих для детей возможность выражения своих потребностей, чувств, идей. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия. В основу классификации праздников, которые отмечаются в ДОУ, положен федеральный план воспитательной работы и примерный региональный план воспитательной работы. Количество праздников, развлечений самостоятельно определяется педагогами, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, по необходимости, праздничный календарь событий может дополняться другими событиями. 3.2 Воспитывающая среда образовательной организации Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда – это окружающая среда, в первую очередь: - люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела; - природа; - это семья, детский сад, немного улицы. 10 Воспитательный процесс – процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, во время образовательной деятельности идет воспитательный процесс. В детском саду одним из главных инструментов является воспитатель, так как именно он находится в группе целый день с детьми. Это требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности. Педагог должен быть честным и правдивым, искренним и принципиальным, душевно богатым и щедрым. Особенно важно: спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка – вовремя пошутить, успокоить, доверительно поговорить. Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать, одеваться и т.д. Одним главным инструментов воспитывающей среды является развивающая предметно пространственная среда (далее - РППС) ДОУ. 3.3. Общности образовательной организации События МБДОУ № 19 г. Азова реализуются в соответствии с п.29.3.5.2 ФОП ДО. Конкретные события перечислены в календарном плане воспитательной работы. Основной ценностью и целью профессионального сообщества является: - свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; - свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; - право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; - право на участие в разработке образовательных программ; - право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; - право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Основной ценностью и целью профессионально-родительского сообщества является: - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и воспитания ребенка осуществляется посредством непосредственного вовлечения их в образовательную и воспитательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Основной ценностью и целью детско-взрослой общности являются: - партнерские отношения взрослого с детьми; - создание условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагающие обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; - поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 11 - установление правил взаимодействия в разных ситуациях, в том числе создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе сверстников. 3.4 Задачи воспитания в образовательных областях (В соответствии с п.29.3.4 ФОП ДО) Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры, занятия, прогулки и т.д.). В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 12 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей программы воспитания МБДОУ № 19 г. Азова. Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Следует помнить, что воспитание – это процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное педагогическое воздействие на детей со стороны взрослых, с другой – активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ, формирование которых в совокупности обеспечит полноценное и гармоничное развитие личности детей от 2 до 8 лет. Задачи Программы: - Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения. - Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу. - Формирование позитивных установок к труду и творчеству. - Формирование основ экологического сознания. - Формирование основ безопасности. Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - физическое развитие. Патриотическое направление воспитания Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Ценности: Родина и природа Воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. 12 Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: - когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; - эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; - регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: - формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; - воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. Духовно-нравственное направление воспитания Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Ценности: жизнь, милосердие, добро. Задачи духовно-нравственного направления воспитания: - воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; - воспитание уважительного отношения к другим людям –детям и взрослым (родителям, (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности; - воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; - содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи; - воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбию, сотрудничеству, умению соблюдать правила, активной личностной позиции; - создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; - поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; - формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Социальное направление воспитания 13 Образовательная область "Речевое развитие" Образовательная область "Социальнокоммуникативное развитие" Ценности: Семья, дружба, человек и сотрудничество. Формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Задачи социального направления воспитания: - формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. - анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях; - формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила; - развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Познавательное направление воспитания Образовательная область "Познавательное развитие" Ценности: познание. Формирование ценности познания, целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: - развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; - формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; - приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет - источники, дискуссии и др.). Физическое и оздоровительное направление воспитания Образовательная область "Физическое развитие" Ценности: жизнь и здоровье. Формирование навыков здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: - обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; - закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; - укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; - формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; - воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. 14 Трудовое направление воспитания Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Ценности: труд. Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Основные задачи трудового воспитания.: - Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных - преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. - Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. - Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Эстетическое направление воспитания Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Образовательная область "Речевое развитие" Ценности: культура, красота. Формирование у детей уважение к человеку, к законам человеческого общества. Формирование у детей ценностного отношения к красоте Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Основные задачи этико-эстетического воспитания: - формирование культуры общения, поведения, этических представлений; - воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; - воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; - развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; - формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; - воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; - воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; - воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; - формировать умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее; - формировать умение приводить в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; 15 - формировать умение приводить в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. 3.5 Формы совместной деятельности в процессе реализации Программы воспитания (В соответствии с п.29.3.5 ФОП ДО и 29.3.3) - Работа с родителями (законными представителями). Ведущая цель взаимодействия с родителями (законными представителями): - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); - обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. - События образовательной организации Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Воспитательное событие в учреждении – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. - Совместная деятельность в образовательных ситуациях: игра – эксперимент, играпутешествие; культурно – досуговая деятельность (отдых, праздники, развлечения, презентация проекта), коллекционирование, создание мини-музеев, проблемные ситуации, игра, просмотр, рассматривание, чтение и обсуждение, создание ситуаций, викторина, загадки, беседа, конкурсы, смотры, экскурсии, целевые прогулки, познавательно - исследовательская деятельность, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, дошкольный туризм, танцевальные движения, физкультурные минутки, соревнования, Олимпиады. 3.6 Организация предметно-пространственной среды (В соответствии с п.29.3.6 ФОП ДО) Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей, эстетически привлекательной. Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОУ и включает в себя: - оформление помещений; - оборудование; - игрушки. 16 Организация предметно – пространственной среды отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Вся среда ДОУ гармонична и эстетически привлекательна. При выборе материалов и игрушек для ППС учреждение ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. 3.7 Социальное партнерство (В соответствии с п. 29.3.7 ФОП ДО) Содержание образовательного процесса МБДОУ № 19 г. Азова строится с учетом активного взаимодействия с социумом и поиском новых форм социального партнерства. ДОУ рассматривается как открытая образовательная система. Ее задача - обратить внимание социума нашего района на детей дошкольного возраста. Установление социального партнерства позволяет успешно осуществлять задачи, связанные с качественной реализацией Программы: - Формировать основы общей культуры детей в процессе экскурсий, взаимопосещений музеев, библиотек. - Обеспечивать интегративный характер образовательного процесса через проведение интегрированных занятий, совместных мероприятий. - Решать задачи художественно-эстетического развития воспитанников с помощью участия в городских детских творческих конкурсах, выставках, программах, организуемых городскими культурно-досуговыми учреждениями, информационно методическим центром. 4. Организационный раздел Программы воспитания 4.1 Кадровое обеспечение Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебновспомогательными, административно-хозяйственными работниками МБДОУ № 19 г. Азова. В реализации Программы участвуют работники, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный №21240). Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также актуальной социальной ситуацией развития детей. Программа непрерывно сопровождается педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в конкретной группе. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными. 17 При работе в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) , дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, оказывающих детям необходимую помощь (учитель-логопед, педагог-психолог). 4.2 Нормативно-методическое обеспечение - - - Нормативной базой для составления Программы являются: - Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). Для реализации программы воспитания ДОУ применяет практическое руководство "Воспитателю о воспитании", представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; Устав МБДОУ № 19 г. Азова. образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №19 г. Азова; рабочая программа воспитания МБДОУ №19 г. Азова; должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный процесс в МБДОУ №19 г. Азова ; правила внутреннего распорядка обучающихся МБДОУ №19 г. Азова; 4.2.1 Календарный план воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На основе Программы воспитания МБДОУ № 19 г. Азова составлен примерный календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы составлен на 2023-2024 учебный год. В нем конкретизируется заявленная в программе воспитания работа применительно к конкретному учебному году. 18 Календарный план воспитательной работы может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе Учреждения изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми и т.п. Вся воспитательная работа организуется в Учреждении в течение всего дня. Тематика событий модулей ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.); окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.); миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.); традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.); наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.); событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.). Рекомендуемое время проведения события не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами. Период подготовки к каждому событию определяется педагогами в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы, тематикой события. Возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения события, формы работы по подготовке к событию носят рекомендательный характер; в таких событиях участвуют дети разных групп и разных возрастов, что очень ценно с педагогической точки зрения – ведь это расширяет круг общения детей и открывает широкие возможности для продуктивного меж возрастного взаимодействия, способствуя тем самым социализации дошкольников. Формы подготовки и проведения событий носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких модулей. Подготовка к событиям представляет собой описание средств решения задач психологопедагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы. Календарный план воспитательной работы разработан рабочей группой Учреждения и согласован с Попечительским советом и собранием родителей (законных представителей) воспитанников. Образовательные события на 2023-2024 учебный год 2023 год - год педагога и наставника в России СЕНТЯБРЬ 1 сентября — День знаний. (Отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.) 6 сентября – День добрых дел. 8 сентября -– День финансовой грамотности; 11 сентября – Всемирный день журавля. Первые предки этих красивых птиц появились еще во времена динозавров, около 40–60 миллионов лет назад. Всего насчитывают около 15 видов журавлей, в России гнездятся семь из них. Некоторые виды журавлей занесены в Красную книгу. 13 сентября – День образования Ростовской области; 19 25-29 сентября - Неделя безопасности по ПДД; 27 сентября - День воспитателя и дошкольных работников. 29 сентября - Всемирный день моря. ОКТЯБРЬ 1 октября — Международный день пожилых людей. 1 октября — Международный день музыки. 4 октября — Всемирный день защиты животных. 14 октября – День казачьей воинской славы; 15 октября - Всемирный день мытья рук объявлен Организацией Объединенных Наций и Детским фондом ООН. Его цель - привлечь внимание людей к важности этой простой гигиенической процедуры. 16 октября – день отца. Ежегодный праздник в честь отцов, отмечаемый во многих странах. В России День отца отмечается с 2021 года в третье воскресенье октября. 28 октября – День символоы Ростовской области: герба, флага и гимна; НОЯБРЬ 2 ноября – День межнационального мира и согласия; 4 ноября — День народного единства. 12 ноября – Синичкин день. 13 ноября - Всемирный день доброты 18 ноября - День рождения Деда Мороза празднуют в России. 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. В 1999 году Ве ликий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза. 27 ноября — День матери. 30 ноября - Всемирный день домашних животных. ДЕКАБРЬ 1 декабря - Всероссийский день хоккея. 3 декабря - День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. 8 декабря – Международный - День художника 9 декабря — День Героев Отечества. 12 декабря — День Конституции Российской Федерации. (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 г.) 8 декабря – Международный - День художника 13 декабря – День медведя. ЯНВАРЬ 8 января – День детского кино. 11 января – Международный день «СПАСИБО». 17 января – День детских изобретений 25 января - День российского студенчества, День Татьяны. 27 января – день полного освобождения от фашистской блокады (Блокадный хлеб). Блокада Ленинграда длилась 872 дня. 20 28 января - Международный день ЛЕГО. 29 января – День рождения Антона Павловича Чехова. ФЕВРАЛЬ 2 февраля - 80 лет Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943) 8 февраля - День российской науки. 10 февраля - Памятная дата России: День памяти А. С. Пушкина. 13-17 февраля – Неделя пожарной безопасности 14 февраля - Международный день книгодарения 19 февраля – Всемирный день кита, который также считается Днем защиты всех других морских млекопитающих. 21 февраля - Международный день родного языка. 23 февраля - День защитника Отечества. 20-26 февраля – Масленица. МАРТ 1 марта – Всемирный день кошек 3 марта - Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. 8 марта — Международный женский день. 13 по 17 марта – неделя безопасности по ПДД. 21 марта — Международный день театра кукол. с 21 марта по 27 марта — Неделя музыки для детей и юношества. 21 марта — Международный день лесов. 21 марта – Всемирный день поэзии; 22 марта — 5 июня – День зашиты от экологической опасности. 27 марта — Международный день театра. Экологические праздники 22 марта — Всемирный день водных ресурсов. (Отмечается по решению ООН с 1922 г.) Народные праздники 17 марта – День Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». Необычные праздники 16 марта - День цветных карандашей. 13 по 17 марта – неделя безопасности по ПДД 20 марта по 14 апреля – всероссийская неделя финансовой грамотности (Региональная программа Красноярского края «Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021-2023 годы») АПРЕЛЬ 1 апреля — День смеха. 1 апреля — Международный день птиц. 2 апреля — Международный день детской книги. 7 апреля — Всемирный день здоровья. 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики. 21 13 апреля – День древонасаждения. 15 апреля - Международный день культуры. 16 апреля – Всемирный день цирка. 18 апреля — Международный день памятников и исторических мест. 22 апреля — Международный день Матери-Земли. МАЙ 1 мая — Праздник Весны и Труда. 3 мая — День Солнца. 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. День воинской славы России. 15 мая — Международный день семей. 15-19 мая – неделя безопасности дорожного движения 18 мая – Международный день музеев 24 мая – день рождения Михаила Александровича Шолохова. ИЮНЯ 1 июня - Международный день защиты детей 5 июня – День эколога. 6 июня - Пушкинский день России. 6 июня - День русского языка. 8 июня - Всемирный день океанов. 12 июня - День России. 16 июня - День медицинского работника 22 июня - Памятная дата России: День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год) ИЮЛЬ 8 июля - Всероссийский день любви, семьи и верности. 29 июля - Международный день тигра. 31 июля - День военно-морского флота России. АВГУСТ 30 августа – День освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. 4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей (В соответствии с п.19.4.3 ФОП ДО) Основными условиями реализации Программы воспитания в работе с детьми с ОВЗ являются: — полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; — построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 22 — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; — формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; — активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у ребенка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского общества. Однако, инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития (п. 29.4.3.1. ФОП ДО) Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: 1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями; 5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (п.29.4.3.2. ФОП ДО). 4.3.1 Требования к условиям работы с особыми категориями детей в части, формируемой участниками образовательных отношений. На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми участниками образовательных отношений в ДОУ. На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. 23 На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. 24