Программа развития МБДОУ № 19 г

ПРИНЯТО
общим собранием работников
МБДОУ № 19 г. Азова
протокол от _________ № ________

УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ № 19 г. Азова
_____________ Т. Н. Левченко
приказ от ___________ № ________

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 19 г. Азова
на 2019 – 2024 годы

1. Паспорт Программы развития МБДОУ № 19 г. Азова

Полное
наименование
Программы

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 19 г. Азова на 20192024 г.г.

Основания
разработки
Программы

• Закон РФ от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об
основных гарантиях прав ребёнка».
• Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
• Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с
"Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года")».
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
• Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей».
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от
19.12.2018)
«Об
утверждении
государственной
программы
Российской Федерации «Развитие образования».
• Указ Президента от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года».
• Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 №1375-р «План
основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства».
• Национальный проект «Образование» утверждён президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
• 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций"

Период реализации
Программы

2019 - 2024 годы

Цель Программы

Создание комплексной системы условий для динамичного развития ДОУ
как первой ступени общего образования, формирования компетентности
родителей, профессионального роста педагогов, эффективного и
комплексного взаимодействия со стратегически важными партнерами.
•

•

•

Основные
Программы

задачи

•

•

•

•

Обеспечение равного доступа к качественному образованию при
разных стартовых возможностях детям с учетом их
образовательных потребностей.
Расширение
сферы
дополнительного
образования,
как
совокупности
услуг,
доступных
для
широких
групп
воспитанников.
Освоение и внедрение новых технологий воспитания и
образования дошкольников через обновление развивающей
образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации
ребёнка в разных видах деятельности.
Совершенствование системы социального партнерства.
Обеспечение эффективного, результативного функционирования и
постоянного роста профессиональной компетенции стабильного
коллектива, развитие кадрового потенциала организации.
Совершенствование воспитательной деятельности в учреждении с
целью
эффективной
социализации
личности
субъектов
образовательного процесса.
Совершенствование и обновление системы взаимодействия с
семьями воспитанников, содействие повышению роли родителей
в образовании ребенка дошкольного возраста.
Формирование и развитие оценки качества образования.

Ожидаемые
результаты

В
итоге реализации Программы развития
образования
предполагается:
• привести учреждение в полное соответствие современным
требованиям к условиям осуществления образовательного
процесса;
• рост
творческих
достижений
всех
субъектов
образовательного
процесса,
овладение комплексом
технических навыков и умений, необходимых для их
реализации;
• 80% охват детей дошкольного возраста программами
дополнительного образования;
• 100% от педагогического состава ДОУ, соблюдающего
сроки повышения квалификации;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального
школьного образования на основе «социального портрета»
современного дошкольника;

Источники
финансирования

Бюджет г. Азова в рамках текущего финансирования, внебюджетное
финансирование

2. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 19 г. Азова (далее - ДОУ) на 2019 – 2024 годы
является стратегическим документом, отражающим основные ориентиры современной
государственной политики в области образования. Программа основывается на ориентирах
развития, сформулированных в государственных и региональных документах, и при этом
включает направления развития, отражающие специфику ДОУ, которые, дополняя указанные
федеральные и региональные приоритеты, позволят создать уникальную траекторию развития
системы образования ДОУ.
В основе Программы лежит следующая совокупность идей, отражающих векторы развития
системы образования ДОУ:
•

проектирование стратегии развития образования в ДОУ на основе преемственности и с
учетом результатов программы развития до 2019 года.

•

развитие системы образования ДОУ на основе социального партнерства образовательного
учреждения и учреждений и организаций, представляющих сферы науки и культуры.

•

реализация стратегии развития образования в ДОУ с целью личностного и
профессионального развития участников образовательного процесса.
Ведущей идеей развития системы образования ДОУ является построение образовательной
среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства.
Такая система образования может стать гарантом качества образования и его доступности для
жителей города.
Программа развития представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий
документ, характеризующий проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления
воспитания и развития воспитанников, особенности организации кадрового и методического
обеспечения, инновационных преобразований воспитательно-образовательной системы, основные
планируемые конечные результаты.
Актуальность создания данной Программы развития обусловлена изменениями в
национальных целях и стратегических задачах развития страны. В современных условиях
реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему.
Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с
социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным
средством социализации личности.
Стратегической целью Программы является:
Создание условий для социальной успешности дошкольника в школе, формирования
компетентности родителей, профессионального роста педагогов, эффективного и комплексного
взаимодействия со стратегически важными партнерами.
Управление реализацией Программы развития осуществляется Педагогическим Советом и
Общим собранием работников ДОУ, в полномочия которых входит:
• экспертиза ежегодного плана по реализации Программы развития и контроль за его
выполнением;
• мониторинг реализации Программы развития;
• ежегодный анализ необходимости коррекции Программы с учетом полученных результатов ее
выполнения.
3. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития базируется на анализе результатов реализации прошлой программы
развития, исходя из анализа исходного состояния ДОУ, регионального компонента, специфики

контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных услугах, а также с
учетом предполагаемых рисков, возможных в процессе реализации Программы.
Назначение Программы:
• Развитие потенциала учреждения;
• Повышение качества его использования;
• Разработка системы действий, необходимых для изменений, с учётом современных
реалий, содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса.
Для разработки Программы развития были проведены:
• Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его
результативности современным требованиям) и внешней
среды
(анализ
образовательной политики на федеральном, региональном уровне и анализ
социального заказа микросоциума).
• Определение стратегических целей и задач.
• Разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в себя: миссию
ДОУ, образ педагога и выпускника ДОУ.
• Разработка плана мероприятий по реализации Программы.
Исходя из этого, существует необходимость создания Программы развития МБДОУ № 19 г.
Азова, предполагающей в будущем достижение следующих результатов:
• Поднятие престижа ДОУ в глазах общественности, построение взаимодействия с
общественными
организациями,
налаживание
сотрудничества
с
семьями
воспитанников;
• Создание условий для социальной успешности дошкольника в школе;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с
современными требованиями.
В итоге, Программа развития ориентирована на решение главной проблемы повышение качества образования детей, соответствие дошкольного учреждения
требованиям государственной политики в области образования.
3.1.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменений, значимой для ДОУ внешней
социальной среды.

Для выявления конкретных возможностей развития дошкольного учреждения на современном
этапе развития был проведен анализ оценки внешних и внутренних перспектив развития
учреждения.
Внешние факторы,
оказывающие влияние на
развитие ДОУ
Направления
образовательной политики в
сфере образования на
федеральном, региональном
и городском уровнях.

Специфика и уровень
образовательных запросов
семей воспитанников

Благоприятные возможности Возможные риски
для развития ДОУ
Ориентация целей
образовательной политики на
индивидуализацию
качественного образования
позволяет
ДОУ развивать
разнообразные
образовательные услуги
Ориентация родителей на
получение дошкольниками
качественного образования

Недостаток бюджетного
финансирования.
Отсутствие мотивации
педагогов для развития новых
образовательных услуг.

Качество образования
понимается частью родителей
как подготовка к школе и
поступлению в престижные
ДОУ. Такой подход
ограничивает результаты
образования

Тенденции
образования

3.2.

развития Использование
инновационных технологий в
образовательном
процессе
ДОУ

Неготовность части педагогов
использовать новации в своей
работе

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей
социального заказа, адресуемых ДОУ.

Внутренние
факторы
развития ДОУ
I. Результативность работы
образовательного
учреждения

Сильная сторона фактора

Слабая сторона фактора

Итоговые результаты освоения
Программы воспитанниками
соответствуют среднему и
высокому уровню. Отсутствие
случаев травматизма.

Недостаточный уровень
мотивации педагогов к
участию в конкурсном
движении.
Низкая активность участия
родителей в образовательном
пространстве ОУ.

II. Кадровое обеспечение и
контингент воспитанников

Достаточно стабильный
Нет педагогов в возрасте до 30
лет.
квалифицированный
коллектив педагогических
работников.
Высокая доля высшей и первой
квалификационных
категорий – 93%
Наличие
многолетних
педагогических «тандемов», в
которых воспитатели работают
наиболее эффективно.

III. Взаимодействие с
семьями воспитанников

В ДОУ создана система
взаимодействия с семьями
воспитанников.

Существующая система не
гарантирует включения
родителей в образовательные
отношения как полноценных
участников по причине низкой
активности части родителей и
неготовности части педагогов
к
качественно новым
подходам к взаимодействию с
семьями.

IV. Материальнотехническая база
учреждения и условия
образовательного процесса.

Созданы необходимые условия
для образовательной
деятельности в соответствии с
требованиями к ДОУ
общеразвивающего вида.

Материально-техническая база
построена с точки зрения
комфортности и безопасности
образовательной среды. Это
означает ориентацию условий,
прежде всего на организацию
жизнедеятельности, а для
достижения планируемых
результатов качества
образования необходимо
дополнительное современное
материально-техническое
оснащение.

V. Сетевое взаимодействие с
социальными партнёрами

Положительный опыт
договорных отношений с
Азовским краеведческим
музеем, детской школой
искусств, детской спортивной
школой, библиотекой,
Ростовским театром «Вега»,
Ростовской филармонией.
VI.
Участие
ДОУ
в ДОУ обладает опытом участия
и побед в конкурсах
профессиональных
городского и федерального
конкурсах, федеральных и
масштаба, диссеминации
региональных программах
педагогического опыта.
VII. Сформированность
информационного
пространства ДОУ

3.3.

Необходимость поиска новых
социальных партнеров с целью
расширения образовательного
пространства ДОУ

Необходимость
поиска
мотивации педагогов
к
участию в профессиональных
конкурсах.

Достаточно высокий уровень
Необходимость
развития
информационной стимулирования значительной
среды ДОУ.
части педагогов к
использованию ЭОР в
педагогической деятельности в
целях улучшения качества
реализации Программы.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей
внешней среды ДОУ в свете нового социального заказа.

Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2019 -2024 года
обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической
ситуации этого периода в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина остается неизменной на повестке дня.
Для успешного существования в современном информационном обществе необходимо
изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
• расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную
информационно-педагогическую среду
• разработка и внедрение новых педагогических технологий
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе ДОУ
В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой
открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать
успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого
родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит
удовлетворить индивидуальные запросы родителей, желающих поднять уровень развития детей,
укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в
школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ, можно сформулировать как
необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания,
существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего
потенциала образовательного учреждения.

3.4 Анализ и оценка достижений, конкурентных преимуществ ДОУ за период,
предшествующий нынешнему циклу развития.
Результатом влияния методической и воспитательной работы на успешность образования
можно считать следующие достижения детского сада:
• высокий творческий потенциал педагогического коллектива, ориентированного на
работу в инновационном режиме;
• успешный опыт воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
• использование в образовательном процессе
современных образовательных
технологий (метода проектов, информационно-коммуникационных технологий,
игровых технологий);
•
уровень подготовки детей к школе.
Результативность подготовки детей к продолжению образования в школе обеспечивается
высоким профессиональным уровнем педагогического коллектива, внедрением современных
образовательных технологий, постоянной работой педагогического коллектива по обновлению
содержания образования.
К числу конкурентных преимуществ ДОУ следует отнести:
• авторитет детского сада в окружающем социуме и среди образовательных
учреждений города.
• высокий уровень компетенций выпускников детского сада
• интенсивная работа по формированию нравственности и гражданственности,
толерантности и социализации воспитанников.
• обеспечение
психологического
здоровья
и
психологического
комфорта
развивающейся личности
• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу
Педагогический коллектив ДОУ стабильный, инициативный и творческий. ДОУ
обеспечивает психологический комфорт, создает атмосферу педагогического оптимизма,
стремление создать необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников,
повышения качества образования.
Результаты инновационной деятельности, распространение опыта
работы педагогических работников МБДОУ № 19 г. Азова
Всероссийский
уровень

Городской

уровень

Участие в семинарах и конференциях:
• Участие в Всероссийском вебинаре «Проектная деятельность в
ДОУ», 2018 г.
• Выступление на Всероссийском семинаре
«Проектная деятельность в дошкольной образовательной
организации: проблемы и решения», 2017 г.
Публикации педагогов:
• Статья Организация предметно-развивающей среды младшей
группы в соответствии с ФГОС и ООПДО, Журнал
«Инновационные ресурсы образования», 2018 г.
•

Выступление на Городском семинаре. «Правовое поле педагога:
профессиональный стандарт», 2019 г.
• Выступление в Городском семинаре. «Проектирование и
организация работы с родителями в условиях введения ФГОС»,
2018 г.
Выступление на городском практико-ориентированном
семинаре « ИКТ как средство реализации требований ФГОС»,
2018 г.

Анализ и оценка обстановки
точек роста.
Педагогические Образование
работники
Высшее
Среднее
професси- профессиональное
ональное

в ДОУ, потенциала коллектива,

Заведующий -1
Воспитатели
3
11
Инструктор по
ФК -1
Музыкальный
руководитель -1

1

-

-

-

1

-

-

-

8

1

1

3

6

11

2

1

1

-

-

-

1

1

-

-

1

-

-

-

1

1

-

-

3.5.

потенциальных

Стаж работы

Квалификационная
категория
до 10 от 10 от 15 свыше первая высшая без
лет
до 15 до 20 20 лет
категории
лет
лет

Педагогический коллектив стабилен, имеет хороший опыт работы, но имеется возможность
для роста педагогических компетенций.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него
требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с
другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять
собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
В ДОУ есть педагоги, имеющие потенциал к работе в инновационном режиме.
Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую
квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и,
как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.
3.6.

Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе
образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям.

Реализация выбранного стратегического курса предполагает, как правило, масштабные
организационные изменения, введение новых методов контроля и многое другое. Педагоги
(некоторая их часть) могут сопротивляться проводимым изменениям, что вполне объяснимо и
объективно.
Причина сопротивления вводимым новшествам может крыться в личных и структурных
барьерах: страх перед неизвестным; отрицание необходимости перемен); угроза
сложившимся на старом рабочем месте социальным отношениям;
трудность
переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм и др.
Способы преодоления сопротивления организационным изменениям:
Меры

Предпосылки
применения

Преимущества

Недостатки

Обучение и
предоставление
объективной
информации

Недостаток информации,
недостоверная
информация или ее
неправильная
интерпретация

Привлечение к
участию в
реализации
программы
развития

Дефицит информации у
инициаторов
относительно
программы изменений

Стимулирование
и поддержка

Сопротивление в связи
со сложностью
индивидуальной
адаптации к
отдельным
изменениям

Кадровые
перестановки и
назначения

Несостоятельность
других "тактик" влияния
или недопустимо
высокие затраты по ним

Скрытые и явные Острый
дефицит
меры
времени или отсутствие
принуждения
соответствующей
властной базы у
инициаторов изменений
3.7.

При убежденности
педагогов в
необходимости
мероприятия
они
активно участвуют в
преобразованиях
Участники
заинтересованно
поддерживают
изменения и
активно
предоставляют
информацию для
планирования
Предоставление помощи
при адаптации и учет
индивидуальных
пожеланий облегчают
достижение целей

Требует
очень много
времени,
если надо
охватить большое число
педагогов

Сопротивление
относительно быстро
ликвидируется, не
требуя высоких затрат

Угроза
будущим
проектам
из-за
недоверия
затрагиваемых лиц

Угроза санкций
Заглушает
сопротивление, делает
возможной
быструю
реализацию проекта

Связано с риском,
порождает пассивное
сопротивление
возможной
переориентации проекта

Требует очень много
времени, если
участники имеют
неправильное
представление о целях
изменений

Требует много времени,
а также крупных
расходов, что может
привести к неудаче
программы

Краткие итоги работы ДОУ за предшествующий период.

Информационная справка

Наименование
образовательной
организации
Руководитель
Адрес организации
Телефон, факс
Адрес электронной
почты
Учредитель
Дата создания
Лицензия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 19 г. Азова (МБДОУ № 19 г.
Азова)
Левченко Татьяна Николаевна
Юридический: 346781, Ростовская обл., г. Азов, ул.
Макаровского 35
Фактический: 346781, Ростовская обл., г. Азов, ул.
Макаровского 35
8(863 42) 6-84-95
azov_mdou19@mail.ru
Управление образования г. Азова
1968 год
Серия 61Л01 № 0002624, выдана 18.06.2015 г.

В ДОУ функционирует 5 групп общеразвивающей направленности и одна –
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Общее количество воспитанников в детском саду – 149.
Возраст детей посещающих МБДОУ № 19 г. Азова – от 1,5 до 7 лет
Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели в режиме 12 часов, с 06.30-18.30,
выходные дни суббота, воскресенье.

Обеспечение образовательного процесса.

Детский сад осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе
дошкольного образования, разработанной рабочей группой МБДОУ № 19 г. Азова, в которой
учитываются следующие принципы:
 принцип развивающего образования;
• принцип научной обоснованности и практической применяемости;
• осуществление образование через организацию пяти образовательных областей и
различных
видов детской деятельности.
В ДОУ осуществляется организация педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО:
• непрерывная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
музыкальной,
изобразительной,
конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора;
• образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и
самостоятельной деятельность детей;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по реализации
ОП ДО.
Содержание педагогической работы направлено на освоение детьми пяти образовательных
областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на
возрастные и индивидуальные особенности детей, позволяет осуществить личностноориентированный подход к воспитанникам.
Содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа
(родителей, школы); обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования
инновационных программ и технологий. Педагогический процесс в детском саду имеет
развивающий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя,
развитию их способностей, направлен на социально-личностное развитие воспитанников.
С
целью развития системы взаимодействия педагогов с родителями (законными
представителями) воспитанников, повышения педагогической компетенции родителей,
педагогической поддержки семьи в осознании ценности здорового образа жизни,
воспитания бережного отношения к своему здоровью, вопросы воспитания детей, решаются в
тесном контакте с семьёй. Родители принимают активное участие в различных формах
взаимодействия с детским садом: праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах,
практических занятиях, соревнованиях, тематических встречах и пр .
Итоги образовательного процесса.
Основным методом работы специалистов с воспитанниками является педагогика
сотрудничества, когда педагог и ребенок общаются и действуют «на равных»,
способствуют
созданию
проблемных ситуаций,
проектной, познавательно-

исследовательской, конструктивно-модельной деятельности, в которой ребенок может ярко
проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко
используются игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу
ребенка, его творческие способности.
Обучение и воспитание дошкольников от года до семи лет осуществляется
квалифицированными педагогами по принципу развивающего обучения в совместных играх и
занятиях, в разнообразном общении детей между собой, в содержательных контактах с
педагогами. Сотворчество и содружество педагога и ребенка являются неотъемлемой частью
всего процесса воспитания и обучения в ДОУ.
Всех педагогов объединяет одно общее желание: понять ребёнка, помочь ему быть самим
собой и поверить в свои собственные силы, развивать, обучать и воспитывать детей без насилия,
уважая свободную личность ребёнка, а также помогать родителям в становлении личности
ребёнка.
Результаты освоения образовательной программы дошкольного образования 2014-2018
учебные годы
По результатам мониторинга освоения программы, проводимого педагогами образовательного
учреждения в течение 2015-2019г.г., получены следующие данные:
2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год
Групп
Низки Средн Высок Низки Средн Высок Низки Средн Высок Низки Средн Высок
ы
й
ий
ий
й
ий
ий
й
ий
ий
й
ий
ий
Группы
раннего
8
42
8
9
38
6
9
43
9
5
48
5
возраст
а
Младш
ая
3
29
9
3
32
9
1
35
7
6
33
7
группа
Средня
я
0
12
10
4
11
8
16
8
3
15
5
группа
Старша
я
1
18
4
2
13
10
1
18
3
3
12
8
группа
Подгот
ов
ительна
0
15
8
0
14
10
11
10
1
10
12
я
группа
Итого:
12
116
39
18
108
43
11
123
37
18
118
37
167
169
171
173

Результат освоения Образовательной программы дошкольного образования:
96% - 98% воспитанников ДОУ успешно осваивают Образовательную программу
дошкольного образования. Результаты мониторинга подготовительной к школе
группы свидетельствуют о готовности выпускников детского сада к обучению в начальной
школе.
По результатам анкетирования в рамках проведения независимой оценки качества
образования доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством
предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей
образовательных услуг - 96,75%.

Анализ заболеваемости воспитанников.
2015-2016 учебный год
ясли
сад
всего
71
106
177
Пропущено дней в среднем 1
ребёнком по болезни за год
ясли
сад
всего
26,4
22,6
24,1

2016-2017 учебный год
ясли
сад
всего
67
99
221
Пропущено дней в среднем 1
ребёнком по болезни за год
ясли
сад
всего
23,7
19,8
21,3

2017-2018 учебный год
ясли
сад
всего
81
100
181
Пропущено дней в среднем 1
ребёнком по болезни за год
ясли
сад
всего
21,9
17,8
19,5

Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна
для того, чтобы говорить об эффективной системе здоровье сбережения в ДОУ, позволяющей
спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость, физкультурно-оздоровительная работа
учреждения ведется в системе: «Здоровье сберегающие технологии в деятельности ДОУ» и
«Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников
образовательного процесса».
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Детский сад укомплектован педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию.
Педагогический коллектив детского сада насчитывает 14 человек.
Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого:
− воспитанник/педагоги – 0,1/1;
− воспитанники/все сотрудники – 0,2,/1.
Характеристика кадрового состава МБДОУ № 19 г. Азова
Стаж работы кадров
стаж работы
до 3 лет
от 3 до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
от 15 до 20 лет
от 20 до 25 лет
от 25 до 30 лет
свыше 30 лет

количество педагогов
0
0
2
0
3
2
3
4
Категорийность педагогов

категория
высшая

количество педагогов
2

Для коллектива ДОУ свойственна предельно низкая текучесть кадров, которая во многом
определена наличием благоприятных условий для профессионально-педагогической деятельности
в учреждении.
Но для дошкольного образовательного учреждения характерны следующие кадровые риски.
Риск «старения» педагогического коллектива — традиционный для системы образования, он
обусловлен тем, что молодые специалисты не идут работать в систему дошкольного образования.
Должность педагога ДОУ не привлекательна для молодежи в силу ряда причин: большая
ответственность, страх работы из-за отсутствия опыта, увеличение требований от родителей
воспитанников, отсутствие условий для их профессиональной самореализации.

Но в последнее время к этим факторам добавились новые требования к системе образования
в целом и его работникам, в частности. Проблему несоответствия уровня квалификации новым
требованиям мы рассматриваем как самый актуальный и современный кадровый риск. Он
проявляется в низком уровне владения ИКТ-компетенций; в низкой мотивации к инновационной
деятельности; трудностях научно-методической работы педагогических кадров; отсутствии
профильного высшего образования. Большинство воспитателей, работающих в системе
дошкольного образования, имеют среднее педагогическое образование. В ходе опроса педагоги
нашего ДОУ обозначили следующие причины нежелания учиться: отсутствие времени, возраст.
Таким образом, в качестве наиболее актуальных кадровых рисков ДОУ мы отмечаем
традиционные («старение» коллектива, отсутствие молодых кадров) и сравнительно новые риски,
проявляющиеся в несоответствии уровня квалификации педагогов меняющимся требованиям,
касающихся профессионального образования, способности осуществлять научно-методическую и
инновационную деятельность. Для устранения данных рисков необходим «новый» педагог ДОУ,
способный быстро обучаться и адаптироваться к изменяющимся условиям образовательного
пространства, умеющий ставить перед собой цели и добиваться ее, стремящийся к
самореализации в научно-методической и практической деятельности.
Система повышения квалификации педагогических кадров ДОУ.

100 % педагогических работников года прошли курсы повышения квалификации по
введению ФГОС ДО.
Укрепление и развитие материально-технической базы ОУ.
Материально-технические условия детского сада отвечают требованиям современного
дошкольного образования, однако необходимо продолжать работу по укреплению материальной
базы ДОУ, обогащению предметно-пространственной развивающей среды, созданию условий для
воспитательно-образовательной работы и проведения оздоровительных мероприятий с детьми.
Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы.
Установлено видеонаблюдение с архивацией данных.
Для полноценного развития детей в детском саду имеется достаточный набор помещений,
позволяющих развиваться познавательно, эстетически, нравственно и физически.
Идет целенаправленная работа по созданию обогащенной предметно-пространственной
развивающей среды в групповых комнатах.
Выводы: Основным результатом выполнения требований Программы развития является
четкая координация деятельности всех членов педагогического коллектива, принятие каждым
сотрудником цели и задач работы по совершенствованию качества образования. Успешность
достижения этого результата подтверждается следующими фактами работы дошкольного
учреждения:
• 100% обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий
граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния
здоровья;
• Обеспечение педагогическими кадрами, которые соответствуют современным
требованиям на 100%. Все педагоги регулярно проходят курсы повышения
квалификации, участвуют в конкурсном движении.
• Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей раннего и
дошкольного возраста посредством постепенного 100% обновления развивающей
предметно-пространственной среды и материально-технической базы дошкольного
учреждения.
• Создание формы модели семейного воспитания (создание совместных проектов,
дистанционное обучение родителей, электронное консультирование родителей).

Программа развития реализована в полном объеме, в соответствии со своими целями и
положениями, обеспечена позитивная динамика развития качества дошкольного
образования в ДОУ.
Сценарий развития ДОУ до 2024 года.
По итогам проведенного анализа, стратегическим направлением развития
образовательного учреждения может стать: реализация ОП ДО с ориентацией на создание
условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации,
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ОУ в форме
общественной составляющей управления. Развитие образовательной среды будет строиться как
сетевое расширение сотрудничества ОУ с учреждениями города. Предполагается сохранение уже
достигнутого уровня качества образования и его повышение за счет использования эффективных
педагогических технологий: деятельностного подхода, образовательных проектов.
Существующая база информационной, безопасной среды ДОУ станет основой полноценного
развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и
возможностями.
3.8.
Проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ,
ключевые проблемы и их причины.

Проблемное поле:

Перспективы развития:

Возможные риски:

Недостаточное количество
оборудования: как для
обеспечения образовательного
процесса (в соответствии с
требованиями образовательной
программы), так и
материально-технического
оснащения (соответствующего
требованиям СанПиН);
учебно-материальная база
образовательного процесса
недостаточно соответствует
современным требованиям к
содержанию образовательного
пространства.

Возможность пополнения
материально-технической базы
и развивающей предметнопространственной среды за
счет добровольных
пожертвований юридических и

Снижение объемов бюджетного
финансирования
совершенствования предметноразвивающей среды и
материально-технической базы
учреждения.

Неготовность педагогов к
работе в
инновационном
режиме, в условиях высокой
информатизации
образовательной среды;
недостаточная
готовность
и включенность
педагогов в
управление качеством
образования детей;
недостаточно организовано
взаимодействие всех
специалистов ДОУ;

Наблюдается снижение уровня
здоровья среди воспитанников,
поступающих в детский сад;
рост числа родителей
воспитанников с низким
уровнем культуры здоровья,
проявляющих инертность в
ведении здорового образа
жизни.
Неготовность коллектива к
активному
участию
в
управленческой деятельности,
Инертность перед новыми
активными формами работы;
низкая активность родителей;
несовершенство
нормативноправового
сопровождения
и
ресурсного обеспечения;
традиционная
система
управления коллективом с
преобладанием
административных методов,
которые способствуют
стабильному
функционированию учреждения,
но не развивают творческую
активность сотрудников
ДОУ.

Включение в практику работы
новых форм взаимодействия
участников образовательного
процесса; скоординировнность
деятельности всех специалистов
детского сада, родителей,
воспитанников и социума в
вопросах повышения качества
образовательных услуг;
работа по
преемственности
дошкольного и начального
школьного образования;
осуществление планирования
образовательного процесса с
учётом целевых
ориентиров
дошкольного образования;
подготовка педагогических
кадров к работе в условиях
высокой информатизации
образовательной среды.
Использование
здоровьесберегающих
технологий и, как итог,
снижение заболеваемости
детей;
работа с родителями по
повышению культуры
здоровья, по пропаганде
здорового образа жизни.

Последствия нестабильной
экономической ситуации в
стране, отсутствие финансовых
средств в местном бюджете
могут негативно сказаться на
кадровом педагогическом
составе учреждения: возможна
вероятность сокращения
квалифицированных
специалистов.

Обновление модели управления
ДОУ предполагает организацию
и включение в структуру
Управления ДОУ мобильных
объединений педагогов
учреждения, родителей
воспитанников. Расширение
полномочий государственнообщественных форм
управления, через стабильное
функционирование в ДОУ
Педагогического совета и
Совета родителей.

Выбор
неверных
ориентиров управления
инновационной деятельностью
Учреждения может привести к
отсутствию желаемых
результатов в процессе
реализации программы
развития.

Относительно высокая
заболеваемость детей до 3-х лет
вследствие
предрасположенности к
простудным заболеваниям.

Ключевые проблемы, требующие рассмотрения и перспективного решения
в 2019 -2024гг.
1.
Необходимость
постоянного
обновления
предметно-развивающей
среды
и
материально-технического оснащения в учреждении в связи с естественным износом и
освоением новых технологий.
2.
Увеличение количества детей нуждающихся в услугах логопеда и педагога-психолога
диктуют необходимость обеспечения охраны и укрепления физического и
психического
здоровья воспитанников на основе научно обоснованных современных
технологий,
постоянного совершенствования инклюзивного образовательного пространства.
3.
Необходимость в защищенности жизненно важных потребностей и интересов
субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям
в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз,
обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса.
4.
Постоянное активное и разностороннее
взаимодействие внутренней
среды
образовательной организации с внешней средой, требования Профессионального стандарта
педагога ориентируют на создание условий для инновационной деятельности педагога как
основы развития профессионализма.
5.
Инертная система взаимодействия дошкольного учреждения с родительской
общественностью.
Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы
развития образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель
будущего дошкольного учреждения.
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития МБДОУ №19 г. Азова базируется на анализе результатов реализации
прошлой программы развития.
Основная цель: Создание комплексной системы условий для динамичного развития ДОУ как
первой ступени общего образования, формирования компетентности родителей,
профессионального роста педагогов, эффективного и комплексного взаимодействия со
стратегически важными партнерами.
Задачи Программы:
• Создание современной модели дошкольной образовательной среды города, направленной на
формирование уникального, привлекательного, комфортного, востребованного дошкольного
пространства;
• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе
«социального портрета» современного дошкольника;
Система ценностей ДОУ
Система ценностей нашего детского сада включает в себя следующие компоненты:
• Открытость, поддержка и сотрудничество.
Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят
вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер. Педагоги и родители
открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность.
Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер. Для ДОУ
характерен постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных
связей. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и
помощь в их решении.
• Здоровье.
Здоровье мы понимаем как гармонию психического, физического и эмоционального состояния
человека, его социальное благополучие. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем
жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается
здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

• Доступность.
Специалистами ДОУ ведется систематическая работа по выявлению степени востребованности
учреждения среди жителей района и планируется распределение потенциального контингента по
возрастам.
Индивидуализация.
Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная,
неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами,
поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных
особенностей каждой личности.
• Инновационность.
Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно,
квалифицированно их интегрировать в образовательный процесс ДОУ.
• Преемственность.
Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами
разных ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.
• Мобильность, гибкость.
Мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать
потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг. Традиции и стили
семейного и общественного воспитания являются для нас равноценными, и уникальный опыт
каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.
• Профессионализм
и
высокое
качество
образовательных услуг.
Педагоги нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и
умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в
разных формах.
• Совершенствование системы социального партнерства.
• Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста
профессиональной компетенции стабильного коллектива, развитие кадрового потенциала
организации.
• Совершенствование воспитательной деятельности в учреждении с целью эффективной
социализации личности субъектов образовательного процесса.
• Совершенствование и обновление системы взаимодействия с семьями воспитанников,
содействие повышению роли родителей в образовании ребенка дошкольного возраста.
Формирование и развитие оценки качества образования
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития
деятельности ДОУ служат:
• Обеспечение равного доступа к качественному образованию при разных стартовых
возможностях детям с учетом их образовательных потребностей.
• Расширение сферы дополнительного образования, как совокупности услуг, доступных для
широких групп воспитанников.
• Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через
обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации
ребёнка в разных видах деятельности.
• Моделирование совместной деятельности с детьми с использованием современных
технологий, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников
• Использование здоровьесбереающих технологий
• Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
• Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
• Укрепление материально – технической базы ДОУ.
Программа развития МБДОУ № 19 г. Азова является обязательным локальным актом,
определяющим стратегические направления развития образовательного учреждения на
среднесрочную перспективу.
Программа как управленческий документ развития образовательного учреждения определяет
ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает
основные направления эффективной реализации государственного задания.

Программа как проект перспективного развития призвана:
• обеспечить качественную реализацию государственного задания и всестороннее
удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
• консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и
социального окружения образовательного учреждения для достижения цели Программы.
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от
1,5 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и
социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса,
учитывается специфика города, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка.
Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
5. ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
6.
Название этапа
Содержание
Сроки
Аналитико-прогностический
Организация работ по анализу 01.01.2018г.- 31.12.2018 г.
реализации предыдущей
программы развития и
формирование проекта
программы развития на новый
цикл
Практической реализации
Реализация и корректировка
01.01.2019 г. – 31.08.2024г.
мероприятий по основным
направлениям, определенным
программой развития
Этап
оценки
реализации Проведение
аналитико- 01.09.2024г. – 31.12.2024г.
программы развития
прогностической работы на
предстоящий новый период
развития
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации работы по направлениям
программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации,
педагогов, родителей воспитанников и учреждений социального партнёрства.
Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве основы
при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых планов.
Мероприятия по реализации направлений работы включаются в годовой план работы
образовательной организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в
программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете,
рассматриваться на Общем собрании работников ДОУ и представляться через Публичный
доклад заведующим ДОУ ежегодно.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
•

Совершенствование инфраструктуры дошкольного образования ДОУ, направленной на
повышение конкурентоспособности;

•

Создание современной модели дошкольной образовательной среды ДОУ, направленной на
формирование
уникального,
привлекательного,
комфортного,
востребованного
дошкольного пространства.

•

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе
«социального портрета» современного дошкольника

•

«Информатизация дошкольного образования»

6. ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
№п/п

1.

2.

3.
4.
5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

Мероприятия

Срок

I. Аналитико-прогностический этап
Организация работ по анализу реализации
предыдущей программы развития и
формирование проекта программы развития на
Февраль
новый цикл (материально-техническая база,
декабрь 2019г.
кадровый ресурс, уровень информационного и
методического обеспечения)
Разработка локальных актов учреждения,
Апрель-июль
обеспечивающих реализацию Программы
2019г.
развития
Разработка системы мониторинга реализации
Сентябрь 2019г.
Программы развития
Определение стратегии реализации направлений
Декабрь 2019г.
Программы развития
Организация и анализ результатов
мониторинга реализации 1-го этапа Программы
Ноябрь 2019 г.
развития.
Информационное сопровождение результатов 1го
Декабрь 2020г.
этапа реализации Программы развития
II. Этап практической реализации
Организация системы координации деятельности
Январь 2020
коллектива по реализации Программы развития
август 2024 г.
ОУ
Организация работы по реализации направлений
Программы развития:
• Совершенствование инфраструктуры
дошкольного образования ДОУ,
направленной на повышение
конкурентоспособности в региональной
системе дошкольного образования
• Создание современной модели дошкольной
образовательной среды ДОУ, направленной
Январь 2019
на формирование уникального,
август 2024 г.
привлекательного, комфортного,
востребованного дошкольного пространства.
• Обеспечение преемственности дошкольного
и начального общего образования на основе
«социального портрета» современного
дошкольника
• Информатизация дошкольного образования
•
Организация работы Педагогического совета по
Декабрь
анализу промежуточных результатов реализации
(ежегодно)
Программы развития
Анализ результатов реализации 2-го этапа
реализации Программы развития
Август 2024г.
Обеспечение информационного сопровождения 2го этапа реализации Программы развития
Август 2024г.

Ответственный

Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги

Заведующий, зам.
зав. по АХР
Заведующий, зам.
зав. по УВР
Педагогический
совет
Педагогический
совет
Заведующий

Заведующий,
педагоги

Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги

Старший
воспитатель
Заведующий,
Педагогический
совет
Заведующий

1.

2.

3.

4.
5.

III. Этап оценки реализации Программы развития
Организация
профессионального
конкурса
Старший
педагогов ДОУ по презентации результатов и
Февраль-март
воспитатель,
достижений в контексте реализации Программы
2024 г.
педагоги
развития
Организация аудита
выполнения работ по
Заведующий,
Сентябрь, октябрь
направлениям
Педагогический
2024г.
совет
Творческие отчеты и презентации педагогов по
Старший
Сентябрь-ноябрь
направлениям
воспитатель,
2024г.
педагоги
Оформление Публичного отчета ОУ по
Декабрь 2024 г. Заведующий
выполнению Программы развития
Информационное сопровождение результатов
Декабрь 2024 г. Заведующий
реализации Программы развития

7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет эффективного
использования бюджетных средств и внебюджетного финансирования.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
(НАПРАВЛЕНИЯ)
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для реализации
№
Срок
Мероприятия
программы
п/п
выполнения
Источники
Исполнители
финансирования
Направление № 1 Совершенствование инфраструктуры дошкольного образования ГБДОУ,
направленной на повышение конкурентоспособности в региональной системе дошкольного
образования
Цель: Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для
успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников.
1.
Создание системы условий,
Заведующий,
обеспечивающей всю полноту Январь 2019г.
старший
развития детской деятельности - декабрь
Без финансирования
воспитатель,
и личности ребенка.
2020г.
педагоги
2.

3.

Приведение в соответствие с
требованиями СанПиН и
СНиП территории, здания,
помещений и
коммуникационных систем
учреждения.
Работы по обновлению
предметно-развивающей среды
и материально- технической
базы детского сада за счет
разнообразных источников
финансирования.

Постоянно

Бюджет г. Азова,
внебюджетное
финансирование

Бюджет,
внебюджетное
финансирование
2019-2024г.г.

в

рамках текущего ф

Заведующий,
заместитель
заведующего
по АХР

Заведующий,
педагоги

4.

5.

6.

7.

Организация
межведомственного
взаимодействия,
создание
системы социального
партнерства с учреждениями
образования, культуры,
здравоохранения и спорта.
Включение в практику работы
новых форм дошкольного
образования.
Построение целостной
системы дифференцированной
и индивидуальной работы
педагогов с детьми от 1 года
до 7 лет по развитию
индивидуальных способностей
в разных видах деятельности.
Анализ преемственности
дошкольного и начального
школьного образования,
создание предпосылок для
успешной адаптации
выпускников ДОУ к обучению
в школе.

2019-2024г.г.

Без финансирования

Заведующий

2019-2024г.г.

Без финансирования

Заведующий

Сентябрь
2024г.
Без финансирования
декабрь 2024г.

Заведующий

Сентябрь
2024г.декабрь Без финансирования
2024г.

Заведующий

Направление № 2 Создание современной модели дизайна-образования дошкольной
образовательной среды ДОУ, направленной на формирование уникального,
привлекательного, комфортного, востребованного дошкольного пространства.
Цель: Совершенствование образования воспитанников на основе научно обоснованных
современных технологий.
1.
Эффективное внедрение
Заведующий,
инновационных
старший
технологий в организации
воспитатель,
2019г.-2024г. Без финансирования
образовательного процесса.
педагоги
2.

4.

5.

Использование
современных форм
взаимодействия
педагогических работников
2019г.-2024г.
с родителями
по вопросам воспитания и
образования детей
Подбор актуальных,
современных материалов и
оформление информации для
родителей в ДОУ и на сайте
ДОУ
Реализация системы
мероприятий, направленных на
укрепление здоровья,
снижения заболеваемости
воспитанников ДОУ.

Без финансирования

2019г.-2024г.

Без финансирования

Постоянно

Бюджет Азова в рамках
текущего
финансирования

старший
воспитатель,
педагоги,
специалисты

Старший
воспитатель,
педагоги,
инструктор
по ФК

Заведующий

6.

7.

Составление
методических разработок по
ЗОЖ с детьми разного
дошкольного возраста.
Создание серии презентаций
по здоровьесбережению с
детьми и родителями.

Сентябрь
2019г.август 2024г.
Сентябрь
2019г.август 2024г.

Без финансирования

Без финансирования

Старший
воспитатель,
педагоги
Старший
воспитатель,
педагоги

Направление № 3 Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования на основе «социального портрета» современного дошкольника
Цель: Создание эффективного социального партнерства для функционирования учреждения в
режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию
интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
1.

2.

3.

4.

6.

7.

Заключение договоров о
сотрудничестве со школами
микрорайона для совместного
повышения уровня готовности
дошкольников к обучению в
школе; снижения порога
тревожности при поступлении
в 1 класс.
Центр социальной помощи
семье и детям.
Диагностика готовности детей
старшего возраста к школе.
Участие педагога-психолога
центра на родительских
собраниях, семинарах и пр.
Повышение психологопедагогической
компетентности родителей.
МУЗ ЦГБ детская городская
поликлиника, физкультурнопрофилактические осмотры;
противоэпидемические
мероприятия;
медицинский мониторинг
здоровья; снижение
числа пропусков детьми
по болезни.
Привлечение источников
финансирования (бюджет,
добровольные пожертвования
и спонсорская помощь).

2019 – 2020 г.

Без финансирования

Заведующий

2019 г.-2024г.

Без финансирования

Заведующий,
, педагоги,
психологи
ЦСП

2020г.-2024 г.

Без финансирования

Заведующий,
врач,
медсестра

2020г.-2024 г.

Привлечение
родителей
(законных представителей) к
участию в конкурсном
Постоянно
движении, оформлении
фотоальбомов, выставок и др.
Обмен информацией в сети
Интернет
Постоянно

Бюджет в рамках текущего
финансирования

Заведующий

Без финансирования

Старший
воспитатель,
педагоги

Без финансирования

Заведующий,
социальные
партнёры

Направление № 4 «Информатизация дошкольного образования»
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении
ИКТ.
Анализ достигнутого ДОУ
уровня качества
информатизации образования
Май 2019 г.
(внутренний мониторинг),
Без финансирования
декабрь2021г.
определяющего основные
проблемы и пути их
разрешения.
Создание электронных
документов в образовательном
процессе и управлении
2020г.-2024г.
Без финансирования
(планирование, диагностика,
отчеты, организация детской
деятельности и т.д.)
Повышение квалификации
педагогов
2020г.-2024г.

1.

2.

3.

Совершенствование сайта
ДОУ детского сада

4.

Ознакомление субъектов
образовательного процесса и
социального окружения с
результатами деятельности
ДОУ (качество получаемой
информации).

5.

2020г.-2024г.

Без финансирования

2020г.-2024г.

Без финансирования

Старший
воспитатель,
педагоги

Старший
воспитатель,
педагоги
Старший
воспитатель,
педагоги
Старший
воспитатель

Старший
воспитатель

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
•
•
•
•
•
•

создана инфраструктура, направленная на повышение конкурентоспособности в системе
дошкольного образования
создана современная модель дошкольной образовательной среды ДОУ, направленная на
формирование
уникального,
привлекательного,
комфортного,
востребованного
дошкольного пространства.
констатируется рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса,
овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации;
80% детей дошкольного возраста охвачены программами дополнительного образования;
100% от педагогического состава ДОУ соблюдают сроки повышения квалификации;
обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования на основе
«социального портрета» современного дошкольника

Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях
важное значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания
во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль
общения педагогов детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них,
приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах
сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его
дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый
результат), соответствующую Профессиональному стандарту педагога:

1.Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
• владеет основами необходимых знаний и
умений согласно нормативным
документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях
обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует их как основу в своей
педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
• умело
использует
элементарные
средства
диагностики
и
коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей
на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель
взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу
применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность
познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном
добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него
новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных
образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у
родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3.Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных
преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным
нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание
ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя
самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка
с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического
персонала учреждения, родителей и социума.
Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной организации (как желаемый
результат)
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее
стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития
ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно
овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник
детского
сада
должен владеть
следующими
характеристиками:
• здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно
заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция
функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная
динамика;
• коммуникативная
компетентность
умение
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих
чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными
средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
• физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем
здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей;
• интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения
поставленных задач, умение прогнозировать результат;
• креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту
преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается
оригинальностью, вариативностью;
• любознательность - исследовательский интерес ребенка;
• инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах
детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться
результатов;
• ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной
инициативы;
• произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей.
Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными
у него представлениями, правилами и нормами.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически
здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально
раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего
стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом
интеллектом и творческим потенциалом.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в
развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения
должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и
психических функций организма, воспитанию детей с 1 года до 7 лет, их социализации и
самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
• эффективную реализацию образовательной программы воспитания и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую
условия для развития
способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование
базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
• обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени
школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного
образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
• личностно-ориентированную систему образования, характеризующуюся мобильностью,
гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;

•

расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в
выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно
деятельности учреждения;
• обновленную
нормативно-правовую,
финансово-экономическую,
материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм
дошкольного образования;
• четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательного процесса;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, в которой бы сами
предметы, материалы, игрушки и пособия содержат элементы «обучения и развития» возможность самостоятельного поведения;
• высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения
в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения
сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации
программы развития. Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции
Программы развития ДОУ на 2019 – 2024 г.г.
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития должны произойти
существенные изменения в следующих направлениях:
1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников
на основе научно обоснованных современных технологий.
2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для
успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников.
3. Совершенствование структуры взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Создание условий для инновационной деятельности педагога как основы развития
профессионализма.
5. Обеспечение безопасности воспитанников и педагогов в современной информационнокоммуникационной среде.
9. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
Управление реализацией Программы развития определено в соответствии с
Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
Управление реализацией программы осуществляется в соответствии с принципами
единоначалия и коллегиальности. Руководителем Программы является заведующий
МБДОУ №19 г. Азова, который организует систему работы коллектива по выполнению
программы, несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и
эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а
также определяет формы и методы управления реализацией Программы. Заведующий ДОУ
определяет также необходимую систему сетевого взаимодействия с другими организациями
и учреждениями с целью наиболее эффективной реализации Программы развития.
В целях реализации принципа коллегиальности в управлении Программой развития и
привлечения родительской общественности к управлению реализацией Программы
заведующий ДОУ привлекает Педагогический совет образовательного учреждения
Основными задачами Педагогического совета по вопросам реализации Программы развития ДОУ
являются:
1. рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы развития и
предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации
Программы развития;
2. контроль за ходом реализации Программы развития;
3. подготовка ежегодного (промежуточного и итогового) отчета по реализации Программы
развития.
Педагогическим
советом
дошкольного
образовательного
учреждения
обеспечивается организация постоянного информационного сопровождения
реализации Программы и итоговом годовом публичном отчете дошкольного
образовательного учреждения на сайте ДОУ.

В 2024 году, по итоговым результатам реализации Программы развития,
предусмотрено обобщение результатов реализации Программы развития и подготовка
материалов (презентации, творческие отчеты, публикации, др.). Итоговый отчет ОУ по
результатам выполнения Программы развития принимается Общим собранием работников
МБДОУ №19 г. Азова и представляется родительской общественности, и размещается на
сайте дошкольного образовательного учреждения.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575773

Владелец

Левченко Татьяна Николаевна

Действителен

С 02.03.2021 по 02.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».