Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 г. Азова
(МБДОУ № 19 г. Азова)
ПРИНЯТО
Общим собранием работников
МБДОУ № 19 г. Азова
УТВЕРЖДЕНО
заведующий МБДОУ № 19 г. Азова
__________ Т. Н. Левченко
протокол от 28.08.2025г. № 1
Приказ от 29.08.2025г. № 112
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСТРОЕНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЕТСКОМ САДУ № 19 г. Азова
Азов
2025г
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г,
Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от
17.10.2013г,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды
осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в
силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения
изменения.
2. Цель и задачи предметно-развивающей среды
2.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной
деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д.).
2.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях:
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом
процесса.
принципе построения
образовательного
3. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей
разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также
возможности их уединения.
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе ДОУ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
3.3.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 19 г. Азова
(далее – Программа).
Образовательное пространство ДОУ должно быть оснащено средствами обучения (в том
числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными), игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
3.3.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
3.3.3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в ДОУ полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
3.3.4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
3.3.5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
3.3.6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4. Формирование предметно-пространственной среды.
ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения (в том числе технические),
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь (в соответствии со спецификой Программы).
5. Контроль
5.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном контроле.
5.2.
Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей.
5.3. Ответственность за контроль построения развивающей предметно-пространственной
среды возлагается на старшего воспитателя.